Крейсер «Киров»


«Киров», крейсер Балтфлота. Полн. водоизмещение 9436 т; дл. 191 м, шир. 17,66 м, осадка 6,1 м. Заложен на Ленингр. Балтийском заводе 22 окт. 1935. Для его стр-ва использовалась магнитогорская сталь (кроме броневого покрытия). 30 нояб. 1937 крейсер спустили на воду. 26 сент. 1938 на «К.» подняли воен.-мор. флаг. «К.» — первый крупный боевой корабль сов. постройки, изготовл. с учетом последних достижений науки и техники 1930-х гг. По всем параметрам не уступал лучшим заруб. судам подобного класса: имел мощные арт. вооружение и энергетич. установку, обеспечивавшую высокую скорость хода (35,9 узла); высокую степ. автоматизации систем управления огнем, надежные средства защиты (дублирующие друг друга противопожарные системы предусматривали тушение огня водой, пеной и углекислым газом). На «К.» для 724 чл. экипажа впервые были оборудованы матросский клуб, библиотека, бани, лазарет, амбулатория с рентгеновским и стоматологич. кабинетами. К недостаткам корабля относились: отсутствие противоторпедной защиты, не слишком удачное расположение зенитной артиллерии (все 3 пушки башни в 1 люльке). С началом Великой Отечественной войны «К.» участвовал в боевых действиях: оборонял Рижский залив и Таллин; в авг. 1941 был флагманом во время Таллинского прорыва Балтфлота в Кронштадт. «К.» сыграл большую роль при обороне Ленинграда, наступлении сов. войск на Выборгском направлении (июнь 1944). 27 февр. 1943 крейсер первым из надводных кораблей Балтфлота был награжден орд. Кр. Знамени. После войны «К.» прошел модернизацию, в 1960-е гг. был преобразован в уч. корабль. До 1975 крейсер-ветеран регулярно совершал походы с курсантами по Балтийскому м., неоднократно посещал порты Польши и ГДР. После исключения корабля из списков флота 2 его носовые арт. башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю — защитнику города.