Кусинское литьё


Кусинское литьё, художеств. литье из чугуна пр-ва Кусинского железоделат. завода (ныне Кусинский литейно-машиностроительный завод). Освоению в Кусе художеств. литья способствовало наличие в окрестностях города залежей формовочных песков с большим содержанием глины — клейких, пластичных, позволяющих провести формовку изделий т. о., чтобы не требовалась доработка чеканщиком. Зарождение К. л. происходило без участия профес. скульпторов (они появились на заводе лишь на рубеже 19—20 вв.). Зачинателями К. л. были мастера В. И. Дятлов, В. И. Завоеванов, Ф. С. Иконников, Е. И. Лепешкин, И. С. Мандрыкин, П. А. Мешалкин, Н. М. Мурзин, В. А. Пастухов, В. Е. Сабуров, А. Ф. Турукин, П. Ф. Шалапов и др. С отменой крепостного права, развитием рыночных отношений в России объем пр-ва К. л. увеличился. Важную роль в становлении пр-ва сыграли принадлежность Кусинского завода к Златоустовскому горному округу, тесные связи с металлург. и оружейным предпр. в Златоусте (см. Златоустовская оружейная фабрика). Освоение технологии пр-ва художеств. литья велось с помощью лучших образцов пластики малых форм. Мастера вырабатывали собств. стилистич. приемы; нередко образцами служили изделия декоративно-прикладного иск-ва. Ориентация на опыт златоуст. мастеров (производивших художеств. литье из чугуна на основе кусинских формовочных песков), совершенствование техн. навыков кусинских модельщиков, формовщиков и чеканщиков в пр-ве печного и посудного, архит.-садового и мебельного тонкостенного ажурного литья (оградных решеток и беседок, ворот и фонарных кронштейнов, лестниц и балконов, памятников и надгробных плит) в 1-й пол. 19 в. стали предпосылками перехода к выпуску кабинетных изделий. Их первые образцы были в 1883 отправлены в С.-Петербург, где получили одобрение Горного департ. Мин-ва имущества Российской Империи. По прейскурантам 1898, 1900 и 1913 на Кусинском заводе производилось 423 наим. изделий художеств. литья. Только 36 из них выпускалось в Кусе по тем же моделям, что и в Каслях (см. Каслинское литьё). Ассортимент К. л. составлял 3 группы: кабинетные изделия кусинских скульпторов; утилитарные произв., выполн. по моделям заводских мастеров; пластика малых форм. Кабинетные изделия отличались филигранностью, высокой художественностью; хорошее качество чугуна обеспечивало тонкостенность изделий и чистоту отливок. В первые годы становления «кабинетного дела» осн. направлением К. л. стало пр-во бытовых вещей. Преобладание изделий декоративно-прикладного иск-ва определило приоритетную линию развития К. л. Впервые К. л. было представлено в 1887 на Сиб.-Урал. науч.-пром. выставке в Екатеринбурге. В дальнейшем продукция Кусинского завода представлялась на всех художеств.-пром. выставках последней четв. 19 — нач. 20 вв.; экспонировалась на выставках в Копенгагене (1888, похвальный отзыв), Чикаго (1893, Почетный диплом), Ниж. Новгороде (1896, диплом 1-го разряда), Стокгольме (1897, серебряная мед.), Париже (1900, Почетный диплом), Глазго (1901, Почетный диплом), С.-Петербурге (1903, Гран-при; 1908, похвальный отзыв), Льеже (Бельгия, 1905; Почетный диплом), Милане (1906, Гран-при), Омске (1911, большая золотая мед.), Мальме (Латвия, 1914; Почетный диплом). (См. также Торгово-промышленные выставки.) Рук-во Кусинского завода стремилось сформировать разнообразный, уникальный ассортимент художественных изделий. Успех на рынке и популярность К. л. в России и за рубежом обеспечивали его практич. целесообразность, органич. соответствие домашнему интерьеру, высокое мастерство исполнения, относительно невысокую рыночную цену (в отличие от каслинского литья). Д. И. Менделеев в 1899 охарактеризовал выпускавшийся на Кусинском заводе чугун как обладающий прекрасными для литья качествами, сами изделия — не уступающими каслинским. Исслед. литейного пр-ва А. М. Петриченко в кн. «Искусство литья» отметил ведущую роль Кусинского завода среди урал. з-дов, производивших художеств. отливки. К. л. было ориентировано на рынок, поэтому в ассортименте были произведения разных стилей (необарокко, рококо, классицизм, готика, греч., итал., египетский, византийский, древнерус.). В основном выпускались изделия, использовавшиеся в повседневном быту и доступные различным слоям населения: вазы, декоративные тарелки, шкатулки, пепельницы, чернильницы, подчасники, полочки, рамки для фотографий, подсвечники, портсигары, пресс-папье, столы, этажерки, скамьи и др. Мн. изделия выпускались вначале в Кусе, позднее в Каслях: напр., статуэтки и группы «Олень, преследуемый собакой» и «Крестьянка с граблями» (Н. И. Либерих), «Мальчик-подмастерье, играющий в снежки» (А. А. Соловьева), «Вальдшнепы», «Цыпленок у скорлупы» (неизв. автор). Кусинские мастера достигли значит. успехов в пр-ве декоративного ажурно-орнамент. литья. Широким спросом пользовались тарелки для визитных карточек, портсигары, подсвечники и рамки, цельнолитые шкатулки. Ведущим профес. скульптором Кусы на рубеже 19—20 вв. был старший мастер художеств. цеха Ф. О. Васенин, благодаря деят-сти к-рого К. л. получило всемирную известность. Мн. из его моделей сохранились в заводском ассортименте до сих пор: «Тарелка для визитных карточек в византийском стиле», пепельница «Туфли с мышатами» и др. На рубеже 19—20 вв. известность получили работы мастеров М. Ф. Иконникова, Ф. и И. Лепешкиных, А. Е. Мельнова, А. Ф. Мурдасова, Прокопия и Павла Мурзиных, Н. Е. Самойлова, Н. А. Титова, И. А. Турукина, С. и А. Шалаповых и др. Уник., выпускавшимися только на Кусинском заводе, являются статуэтки «Всадник», «Русский витязь», «Чертик, делающий “нос”», «Два вальдшнепа», «Коваль», «Фехтовальщик», «Музыкант с мандолиной» и «Музыкант с бубном»; подсвечники «Ибис на черепахе», «Кошка и собака»; пепельница «Кукушка и стрекоза»; чернильница «Голова курящего подмастерья»; пресс-папье «Женская ножка»; сигарница «Разносчик с ящиком»; шкатулка «Кот и повар»; подчасник «Акробатка с обручем» и др. (большинство выполнены по моделям неизв. авторов). Всемирную известность получили произв. скульпторов, сотрудничавших с заводом на рубеже 19—20 вв. Изделия А. К. Костеркиной, родившейся в Златоусте и окончившей Строгановское художеств.-пром. уч-ще в Москве, встречаются во всех прейскурантах Кусинского завода. По ее моделям выпускались популярные в то время статуэтки и группы «Бабушкины заботы», «Девочка на бревне», «Девочка с вязанием», «Игра в жмурки», «Танцовщица»; пресс-папье «Лежащая женщина». Скульптор В. В. Кашкаров, выпускник Строгановского уч-ща, способствовал развитию традиционного для К. л. анималистич. жанра. Его работа «Охотники с тремя борзыми» была отмечена на Всемирной выставке в Глазго (Шотландия, 1901). Молодые скульпторы, возвращавшиеся после учебы в Златоуст и Кусу, способствовали обогащению урал. иск-ва новыми идеями, развитию художеств. стилей. Г. Л. Зайцев, работавший в стиле модерн, создал пресс-папье «Лежащая женщина с цветком» и настольное блюдо «Палитра с фигурой летящей женщины», представлявшиеся на отеч. и всемирных выставках. В разнообразных художеств. стилях — от барокко до модерна — выполнены работы скульптора А. В. Пащенко: «Подсвечник», «Шкатулка для писем» (обе работы в стиле Людовика XIV) и «Ваза в виде горшка в декадентском стиле». Пащенко умел подчинить внеш. декор практич. назначению. А. С. Гордеев, представитель модерна в К. л., создавал произв. для интерьеров аристократич. будуаров. Его подчасник «С орлом и змеей» и напольная «Японская ваза» имели большой успех. В 1900—14 К. л., достигнув наивысшего расцвета, получило широкое распространение, чему в значительной степени способствовало стр-во в кон. 19 в. Транссиб. ж.-д. магистрали. Ассортимент К. л. отвечал потребностям рынка, Кусинский завод стал занимать одно из ведущих мест в пр-ве художеств. литья. В «Путеводителе по Уралу» (Екатеринбург) за 1899 сообщалось, что «в чистоте литья и художественной отделке вещей достигнуты большие успехи, так что Кусинский завод успешно конкурирует своими чугунными изделиями с известными каслинскими». На развитие К. л. в определенной степени влияли общестенные события. Так, в 1905 мастера кабинетного литья П. Андронов, Мельнов, В. Пастухов, И. Потемкин, М. Пургин, Самойлов, А. Харламов участвовали в забастовке в Кусе. В период 1-й мир. войны объем пр-ва К. л. уменьшился с 720 пуд в 1914 до 176 пуд в 1915. В 1916 цех кабинетного литья был закрыт, пр-во переведено на выпуск военной продукции. В первые годы Советской власти К. л. использовалось в целях монумент. пропаганды. В 1919—21 кусинские мастера привлекались для литья памятников погибшим красногвардейцам в Кусе и Златоусте. Особым событием стало изготовление подарков В. И. Ленину — статуэток «Коваль» и «Жанна д’Арк». Очередной подъем пр-ва К. л. начался в период нэпа. С 1924 возобновился выпуск печного, посудного, кабинетного литья. К работе по возрождению традиционного кусинского иск-ва были привлечены старейшие мастера: И. Баталов, Дятлов, Иконников, Мельнов, Мурдасов, Потемкин, И. Сабуров, Турукин и др. В 1920-е гг. пр-во художеств. и бытовых изделий было нерентабельным, К. л. выпускалось в меньших объемах. Возрождение К. л. началось в 1930-е гг. с выпуска архит. изделий для сов. новостроек: декоративных решеток, фонарных столбов, лестничных перил для оформления ДК, парков, набережных, мостов, станций метро, улиц и площадей Москвы, Чел., Златоуста и др. городов. По сравнению с архит. литьем отставание пр-ва традиционного К. л. было особенно заметным. Встал вопрос об обновлении ассортимента кабинетных изделий в соответствии с сов. реалиями. Новые модели создавали потомки местных мастеров: Н. Алашев, Н. Воробьев, Г. Кабанов, В. Мягков, Н. Назаров, Ю. Пастухов, Н. Сергеев, П. Титов. В ассортименте К. л. 1930-х гг. появились статуэтки «Глухарь» и «Лось» (П. Н. Мурзин), «Белка» и «Баран» (И. А. Мешалкин), «Лошадь с повозкой» (В. Е. Сабуров), ажурная декоративная тарелка «Уборка урожая» (Мешалкин), подчасник «Пограничник» (Ф. Е. Лепешкин). В 1936 на Кусинском заводе была начата отливка статуэтки чел. скульптора Т. В. Щелкан-Руденко «Ленин в детстве». В период Великой Отечественной войны цех художеств. литья в Кусе не работал. Очередное возрождение К. л. началось в послевоенное время. При новом дир. завода В. Ф. Зарубине для пр-ва К. л. впервые был выделен самостоят. цех. В ассортименте появились мн. модели, изготавливавшиеся до 1917. Благодаря деят-сти гл. скульптора завода Я. Г. Верича в числе кабинетных изделий появились работы совр. авторов, в т. ч. чел. скульпторов Л. Н. Головницкого, Н. И. Кондратьева, Б. А. Маганова, Г. П. Панова, А. П. Суленёва. В 1960-е гг. начался новый этап в развитии К. л. Рек-ция цеха художеств. литья, расширение ассортимента изделий, привлечение к сотрудничеству столичных и местных скульпторов, увеличение пр-ва кабинетного литья были связаны с деят-стью дир. завода Н. Г. Барабанова. В 1968 завод был награжден дипломом 1-й степ. Мин-ва культуры СССР за развитие художеств. традиций и постоянное участие в ВДНХ. Достигнутые успехи способствовали возрождению «кабинетного дела» в Кусе. К нач. 1970-х гг. на заводе работало ок. 50 мастеров К. л.: представители старшего поколения Н. Афанасьев, Воробьев, В. Мельнов, Назаров, Ю. Пастухов, Сергеев, Титов, Ф. Черепанов, Н. Хазов, а также молодые мастера В. Беляков, Б. Журавлев, В. Кузнецов, Е. Мягков, В. Рылов, В. Хазов, В. Шатров и др. В 1980—90-е гг. значит. внимание уделялось пр-ву декоративно-прикладных изделий. В этом направлении работали скульпторы Р. Н. Гниятуллина, В. П. Киселев, В. В. Курашов, С. М. Кузьмин. В 1990-е гг. в связи с произошедшими в стране социально-полит. изменениями на Кусинском заводе начался сложный период. Возрождение К. л. возможно лишь при условии обращения к традициям, в т. ч. использования традиционной технологии.