Лютеранство


Лютеранство, одно из гл. направлений (конфессий) в раннем протестантизме, возникшее в результате Реформации в Зап. Европе (Германия, Швейцария) в 1-й пол. 16 в. Основателями Л. являются Мартин Лютер (1483—1546), его сподвижники Ф. Меланхтон, М. Хемниц и др. Важнейшие принципы лютеранского вероучения изложены в «Аугсбургском исповедании» (1530). Отличит. особенности Л.: признание спасения души на основе личной веры в Иисуса Христа как Спасителя; наличие 2 таинств (крещение и Св. Причастие); выполнение обрядов (венчание, рукоположение, конфирмация, погребение); абс. авторитет Библии, а также «Книги согласия», содержащей катехизисы Лютера как истинное выражение слова Господа; ведение богослужения на нац. яз.; отрицание духовного и монаш. сословий, поклонения иконам, святым и их мощам; отказ от пышных церк. обрядов в соответствии с требованием «дешевой церкви»; отрицание безбрачия священников; отрицание Свящ. предания. Больше всего лютеран в странах Западной Европы. С 1947 верующие объединены во Всемирную лютеранскую федерацию. В России первые последователи Л. появились в 16 в. при правлении вел. кн. Василия Ивановича (1524—33) и первого рус. царя Ивана IV (Грозного, 1530—84). Л. исповедовали приглаш. из зап. стран ремесленники, торговцы, аптекари, толмачи (переводчики) и др. Сохранилось имя одного из первых рус. лютеран, дьяка Матвея Башкина. Первая лютеранская община была осн. в 1560-е гг. в Москве. Кол-во последователей Л. значит. увеличилось в 1-й четв. 18 в., в годы петровских реформ (только в Петербурге проживало до 20 тыс. лютеран). В гос. аппарате была создана структура, заведующая делами иностр. вероисповеданий. Были разрешены смеш. браки между православными и лютеранами. В 1711 Пётр I назначил Бертольда Вегеция главой (суперинтендантом) всех лютеранских общин России. Среди чл. правящей династии, придворной знати были лютеране. Среди ближайших родственников Петра I к евангелич. вероисповеданию принадлежали: жена Екатерина; жена сына Алексея — принцесса Вольфенбюттельская София Шарлотта; мужья племянниц Екатерины и Анны — герцоги Мекленбургский и Курляндский; муж дочери Анны — герцог Голштинский; внучка Анна Леопольдовна Брауншвейгская; ее муж — Антон Ульрих Брауншвейгский; ее сын, правнук Петра I Иоанн Антонович Брауншвейг-Люнебургский; внук Петра I — герцог Шлезвиг-Голштинский Карл-Петр-Ульрих, в православии принявший имя Петра III; его жена, ставшая рус. царицей Екатериной II,— нем. принцесса Ангальт-Цербтская. В нач. 19 в. число лютеран в России увеличилось за счет присоединения новых земель (Финляндии, Польши). Официально Л. было конституировано в 1832, когда Николай I подписал Устав лютеранской церкви. Лютеранами были рук. мн. мин-в и ведомств. полит. деятели и реформаторы, занимавшие гос. посты, возглавлявшие партии и общест. союзы, участвовавшие в работе Гос. думы. По данным П. А. Зайончковского, исследовавшего правительств. аппарат империи, в 1853 число лютеран в Гос. совете достигало 16,3%, в Кабинете министров — 11,1, в Сенате — 10,6, в губернаторском корпусе — 18,7%. Лютеранами были вице-канцлер, сенатор, чл. Верх. тайного совета граф А. И. Остерман, шеф корпуса жандармов и нач. 3-го отделения собств. Его Императорского Величества канцелярии А. Ж. Бенкендорф, премьер-министр России граф С. Ю. Витте и мн. др. Лютеранами были мн. офицеры и генералы (кн. М. Б. Барклай де Толли, генерал-фельдмаршал, президент Воен. коллегии граф Б. Х. фон Миних и др.). Немало лиц евангелич. вероисповедания имелось в среде архитекторов и скульпторов, естествоиспытателей и профессоров, энциклопедистов и чл. АН [филолог, поэт, палеограф и археограф А. Х. Востоков (Остенек), основатель Юж. об-ва декабристов П. И. Пестель, участники восстания декабристов — А. Б. Вольф, Б. И. Кюхельбекер, В. И. Штейнгель и др.]. К евангелич.-лютеранскому вероисповеданию принадлежали известные дворянские роды: долгое время жившая в России и оказывавшая покровительство церкви св. Екатерины в С.-Петербурге шведская семья изобретателей и промышленников Нобелей, семья художников и архитекторов Брюлловых, ювелиров Фаберже. Значительный вклад в развитие социально-экон. жизни страны и ее духовной культуры внесли лютеранские пасторы. Первый в России придворный театр работал в Москве (1672) под рук-вом пастора И. Грегори (1631—75). Впервые в стране систему социального страхования нищих предложил пастор И. Грот (1733—99). Первое всесословное общеобразоват. светское уч. заведение в Москве открыто автором первого перевода Библии на рус. и латышский яз. пастором И. Э. Глюком (1654—1705), уч-ще для глухонемых (1860) и школа для слепых (1882) созданы еп. Г. Дикгофом (1833—1911), рус. уч-ща для детей нем. колонистов Поволжья были открыты пасторами К. Конради (1794—1857) и К. Вальбергом (1794—1877). В нач. 20 в. Л. стало одним из крупных направлений в рос. протестантизме и объединяло св. 1 млн прихожан более чем в 200 лютеранских приходах. В первые годы Советской власти общест. положение последователей Л. укрепилось благодаря провозглаш. равенству всех религий перед законом. Деят-сть лютеранской церкви была относительно свободной. В июне 1924 на Ген. синоде лютеранской церкви была принята Синодальная конституция, к-рая, заменив Устав 1832, действовала до 1992, когда был принят новый Устав. Необоснов. репрессии 1920—30-х гг. привели к дезорганизации церк. жизни, нарушению связей между общинами. Кол-во верующих, в т. ч. лютеран, резко сократилось. В 1940-е гг. большинство лютеранских общин распалось. Восстановление их началось в кон. 1950-х гг., когда была зарегистрирована первая лютеранская община в Акмолинске (Казахстан, 1959). Существ. изменение политики гос-ва в кон. 1980-х гг. в отношении религ. объединений способствовало дальнейшему восстановлению религ., в т. ч. лютеранских, общин: к нач. 1990-х гг. в СССР их действовало более 500. На 1 янв. 2003 в Минюсте РФ было зарегистрировано 3 управленч. центра, более 100 лютеранских приходов. На Южном Урале первые последователи Л. появились ориентировочно во 2-й пол. 18 в., когда на рудники и заводы прибыли специалисты горного дела, в осн. из нем. земель. Одна из первых общин была образована в Златоусте и официально утверждена в 1810. Прихожанами были преим. немцы и латыши. Первонач. богослужения проходили в здании одной из школ. В 1819 это здание было перестроено под церковь и освящено. В 1857 построена кам. церковь во имя Св. Марии. В приходе служили пасторы: Э. Гартман (1811—14), Ф. Хельц (1814—16), К. Венцель (1820—34), В. Шреттер (1834—51), В. Фруеауф (1852—53), А. фон Краузе (1857—82), И. Неедоль (1882—92), К. Баллодис (1893—95), Г. Кревс (1896—97), И. Симсонт (1889—1908), И. Неедоль (1912—28). Лютеранские общины в др. городах Южного Урала появились во 2-й пол. 19 в.: в 1872 — в Троицке, в 1890-е гг.— в Чел. Сведения о постройке лютеранского храма в Чел. противоречивы. По нек-рым данным, кирха могла быть построена после 1908 на участке земли 600 саж2, подар. общине гор. властями. Однако в местном архиве сведений о стр-ве не сохранилось. В селах и станицах Троицкого уезда были построены шк.-молитв. дома: в 1896—1905 в сс. Денисово, Антошкино, Бешлеевка, Сумки; в 1905—10 на хут. Дик, в пос. Доможировском, сс. Мирзиково, Смолино. Есть сведения, датиров. 1922, о существовании лютеранской кирхи в Кургане, к-рый в 1919—23 входил в состав Чел. губ. В первые годы Советской власти деят-сть местных лютеранских общин осуществлялась относительно свободно; на основании договоров им в пользование были переданы культовые здания. В 1930-е гг. деят-сть общин была официально запрещена, восстановлена верующими только в послевоенное время. В Чел. центром духовной жизни лютеран стал Металлург. р-н. Первые молитв. собр. проводились на квартирах немцев-спецпереселенцев (трудармейцев). В 1952—53 лютеранским проповедником Х. Кречмаром (1894 г. рожд.) была сделана попытка создать общину среди спецпереселенцев в Миассе. В молитв. собр., проводимых вначале на частных квартирах, участвовало до 30 чел. Среди активистов общины были рабочие И. Р. Готман и А. К. Гартман (последняя была осуждена по ст. 58 УК РСФСР за религ. деят-сть). Активизация лютеран в Чел. началась в 1980-е гг., после нормализации гос.-церк. отношений в стране. В 1985 небольшие группы лютеран из Металлург. района объединились в одну общину. Молитв. собр. проходили в приспособл. для этого помещении в пос. Першино. Проповедники и духовные лидеры общины: Р. Древс (1985-89), В. Диль (1990-91). И. Лиссель (1991—2000), Р. Ланге (2000—02). Община была зарегистрирована в мае 2000 как чел. евангелич.-лютеранская община евангелич.-лютеранской церкви Урала, Сибири и Д. Востока (ЕЛЦ УСДВ). Объединяет ок. 150 верующих; на праздничных богослужениях присутствует до 400 чел. Предс. религ. организации — предприниматель В. Я. Гроо. В короткие сроки была построена кирха — церковь во имя Спасителя Иисуса Христа. 3 нояб. 2002 ее освятил глава Евангелич.-лютеранской церкви в России, на Украине, Казахстане и Средней Азии архиеп. Г. Кречмар. Духовную жизнь общины организует выпускник С.-Петерб. лютеранской духовной семинарии С. Фрицлер, пропст Чел. пропства, президент Синода ЕЛЦ УСДВ. Община ведет разнообразную просветит. и благотворит. деят-сть на основе федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Ныне лютеранские общины действуют (данные на 1 июня 2004) в пос. Горняк, Старокамышинский (рук.— Э. Вальтер, Э. Емельянова), в г. Коркино. В 2004 культ.-просвет. фондом «Лютеранское наследие» были предприняты попытки создания параллельной структуры — общины т. н. рус. лютеран.