Образование


Образование, процесс и результат усвоения систематизир. знаний, умений и навыков, а также исторически накопл. культ.-духовного потенциала. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению результатов общест.-ист. познания, отраж. в науках о природе и об-ве, в технике и иск-ве. О.— необходимое условие социализации личности, основа развития науки, пр-ва, культуры и искусства.

Осн. путь получения О.— обучение, к-рое осуществляется преим. в уч. заведениях, а также путем самообразования. Определ. роль в О. населения играет и культ.-просвет. деят-сть орг-ций, об-в и отд. подвижников. Уч. заведения разных типов предназначены для получения общего О. (начального, ср.), духовного (см.: Духовное образование мусульманское; Духовное образование православное), профессионального образования (начального, ср. спец., профес.-техн. и высшего образования, в системе к-рого особое место принадлежит пед. как обеспечивающему кадрами уч. заведения всех типов и видов), в т. ч. военного образования [первое на Урале воен. уч-ще было создано в 1825 в Оренбурге (см. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус) ]. Содержание О. определяется уровнем развития об-ва (состоянием науки, в т. ч. пед.; техники, культуры, общест. отношений, шк. дела), требованиями общест. производства. Составной частью процесса

О. является воспитание — целенаправл. формирование личности в процессе совместной деят-сти семьи и школы, внешк. (см. Дополнительное образование детей) и дошкольных учреждений, детских и молодежных орг-ций, общественности.

 

Исторический очерк. Появление первых школ на Урале относится к 18 в. К весне 1722 в Уктусском и Алапаевском заводах (терр. совр. Свердловской обл.) действовали рус. словесные школы, ставившие целью дать учащимся элементарную грамотность. На территории современной Челябинской обл. подобная рус. словесная школа для обучения детей священноцерковнослужителей была учреждена в 1779 в Чел. В источниках встречаются сведения (очевидно, оси. на указании, данном в 1737 В. Н. Татищевым исетскому воеводе «учредить в городе способную школу по обучению драгунских детей и протчих для произведения в подьячие») о том, что еще в 1737 в Чел. креп. была открыта школа, готовившая писарей и переводчиков; достоверных подтверждений этого факта не выявлено. В целом ситуация на Южном Урале мало отличалась от общерос.: как отмечал П. Н. Милюков, при Петре I и его преемниках «общество нуждалось в элементарном образовании и искало его при скудости средств, где случится». Так, в первые годы существования Чел. и др. населенных пунктов края обучение грамоте если и велось, то только в отд. семьях на дому. При этом «учителями» преследовались чисто практич. цели: подготовить детей к профес. деят-сти — духовной или чиновничьей.

В 1786 на общерос. уровне была предпринята попытка создания системы народного образования (в соответствии с «Уставом народным училищам в Российской Империи»). В губерн. городах открывались гл. (5-летние), а в уездных — малые (2-годичные) нар. уч-ща. Письмом от 18 дек. 1788 «первоприсутствующий в Комиссии для народных училищ» П. В. Завадовский сообщил уфим. ген.-губ. О. А. Игельстрому об отправке 4 учителей, устава, уч. книг и пособий в открывавшееся в Уфе гл. нар. уч-ще. С этого времени в Оренб. крае началась работа и по созданию малых нар. уч-щ. Существ. развития на территории, ныне занимаемой Чел. обл., они не получили. Так, малое народное училище, открытое в 1789 в Чел., уже в 1794 было закрыто из-за отсутствия учеников (переведено в Бузулук). Дорев. исслед. С. В. Рождественский, характеризуя общерос. ситуацию в нар. О. кон. 18 в., отмечал: «Новые школы не удовлетворяли малокультурное провинциальное общество, прежде всего своим общеобразовательным характером. Провинциальное купечество и мещанство желало детей заблаговременно приучать в домашних делах и для купечества, и для мещанства нужностях, в которых они сами обращаются. Непонятными казались и изысканные педагогические и дидактические приемы, и методы новой школы, которым родители предпочитали старинные и частные церковные школы с их часословами и псалтырями». Однако на Южном Урале и рус. словесная школа после неудачной попытки реформировать ее в русское духовное училище прекратила существование. В кон. 18 в. на территории, ныне занимаемой Чел. обл., единств. очагами грамотности были военно-сиротские отделения для детей из воен. сословия, действовавшие в Верхнеуральске, креп. Кизильская, Степная и др. Основы системы нар. О. были заложены в период правления имп. Екатерины II. Однако лишь в 19 в. прав-во предприняло практич. меры по увеличению числа учебных заведений в стране и созданию их сети. 8 сент. 1802 было учреждено Мин-во народного просвещения, в составе к-рого на базе ранее существовавшей Комиссии об учреждении уч-щ создано «Главное училищ правление». 26 янв. 1803 вышел именной указ Сенату «Об устройстве училищ», в к-ром говорилось, что для «нравственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния определяются четыре рода училищ, а именно: 1) училища приходские; 2) уездные; 3) губернские или гимназии; и 4) университеты». В 1804 приняты «Устав университетов Российской Империи» и «Устав учебных заведений, подведомых университетам». Страна была разделена на 6 учебных округов, образов. при ун-тах. К существовавшему Моск. ун-ту добавились Дерптский (1802), Виленский (1803), Казанский и Харьковский ун-ты (1804). Радикально изменилась ситуация с организацией уч. процесса и профес. подготовки как духовных, так и светских пед. кадров. В С.-Петербурге в 1804 открылся пед. ин-т (с 1816 — Гл. пед. ин-т, с 1819 — Петерб. ун-т). Оренбургская губерния в отношении организации О. находилась в юрисдикции Казанского уч. округа, включавшего также (согласно указу от 24 янв. 1803) Вятскую, Иркутскую, Кавк., Казанскую, Симбирскую, Тобольскую и Пермскую губернии. Во исполнение законодат. актов, принятых в нач. 19 в., в стране впервые была создана общегос. система управления нар. О.: функции финансирования и контроля осуществляло мин-во, непосредств. управления — уч. округа (к-рым делегировалась функция комплектования пед. кадрами учебных заведений подведомств. терр.); при этом формировались централиз. структура адм. управления и преемственность О. в уч. заведениях разного уровня. В каждом губерн. городе должна была действовать 1 гимназия, а если имелись «способы к содержанию таковых заведений», то и более; в уездных — по 1 уездному уч-щу. Дир. губерн. гимназии исполнял функции дир. всех уездных уч-щ, смотритель уездного уч-ща — нач. приходских уч-щ. К моменту возникновения уездных и приходских уч-щ на Южном Урале система нар. О. подверглась значит. корректировке. В 1827 имп. Николай I выступил с инициативой новых реформ; в спец. рескрипте министру народного просвещения А. С. Шишкову он писал: «Вам известно, что, почитая народное воспитание одним из главнейших оснований благосостояния державы, от Бога мне врученной, я желаю, чтоб для оного были постановлены правила, вполне соответствующие истинным потребностям и положению в государстве. Для сего необходимо, чтоб повсюду предметы учения и самые способы преподавания были по возможности соображаемы с будущим вероятным предназначением обучающихся, чтобы каждый, вместе с здравыми, для всех общими понятиями о вере, законах и нравственности, приобретал познания, наиболее для него нужные, могущие служить к улучшению его участи, и, не быв ниже своего состояния, также не стремился чрез меру возвыситься над тем, в коем, по обыкновенному течению дел, ему суждено оставаться». В 1828 был принят Устав гимназий и уч-щ уездных и приходских, в 1835 — Положение об уч. округах и Общий устав ун-тов. Попечителю округа предписывалось жить в соответствующем университетском городе; ревизовать уч. заведения на подведомств. терр. и непосредственно управлять всей шк. жизнью в пределах округа. Изменилась система адм. управления, сформир. в 1804. Гимназии перестали подчиняться ун-там, а низшие уч. заведения — дир. гимназии. Ун-т лишался управляющей роли в уч. округе. Низшие и средней школы были переданы в ведение администрации округа. Новый министр народного просвещения С. С. Уваров в обращении к попечителям сформулировал знаменитую триаду «православие, самодержавие, народность», к-рая должна была, по его мнению, выступить в роли нац. идеи и стать основой всего шк. дела.

Низшие начальные (приходские) училища были наиб. популярными светскими низшими уч. заведениями; существовали изначально при церк. приходах (что и определило их назв.). Как и церк. школы, были призваны «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания», однако относились к Мин-ву народного просвещения и преподавали в них преим. светские лица. По Положению 1864 приходские уч-ща стали одним из типов низшей министерской школы. При этом уч-ща, находившиеся в ведении Святейшего Синода, стали именоваться церк.-приходскими (см. Церковно-приходские школы), а находившиеся в ведении Мин-ва народного просвещения — министерскими. Открытие уч-щ разрешалось гор., земским и сел. об-вам, а также частным лицам с предварит. согласия предс. уездного училищного совета. Учиться в них разрешалось детям всех сословий. Преподавание велось только на рус. яз. Уч-ща делились на 1-классные (с 3-летним курсом обучения) и 2-классные (с 5-летним). Штат 1-классного уч-ща состоял из 1 учителя (на 2—3 отделения) и священника — преподавателя Закона Божия; 2-классного — из 2 учителей и 1 законоучителя. В программу 1-классных уч-щ включались обязат. предметы: Закон Божий, церк.-слав. грамота, рус. яз., чистописание и арифметика (первые 4 действия). В 2-классных дополнительно изучали историю, географию, естествоведение, церк. пение и черчение. К нач. 20 в. было довольно мн. приходских уч-щ, созданных по Уставу 1828. Так, только в Чел. их насчитывалось 12: 5 муж., 5 жен. и 2 смешанных (все 1-классные); большинство финансировалось из гор. бюджета. 30 янв. 1904 была образована Исполнит. комиссия по заведованию гор. уч-щами, в 1916 ее функции перешли к К-ту по нар. О. при городской управе. Кроме обязат. предметов в чел. уч-щах преподавали пение и рукоделие (для девочек — вышивку, шитье, вязание; для мальчиков — корзиноплетение, переплетное дело и т. п.). С 1911 в Чел. стали открываться новые уч-ща; в связи с праздновавшимися в нач. 20 в. юбилеями нек-рые из них получили почет. наим.: 1-е муж.— Александровское, 3-е муж.— Николаевское, 5-е муж.— Кутузовское. Уездные училища, дававшие расшир. начальное О., действовали в Чел. и Троицке. На Южном Урале существовали учреждения начального О., относившиеся к различным ведомствам. С 18 в. формировалась горнозаводская система образования, включавшая школы при Златоуст., Кусинском, Миасском, Миньярском, Саткинском и др. заводах. Дети из каз. сословия во 2-й пол. 18 в. обучались в малочисл. гарнизонных школах. С 1819 для каз. населения расширялась сеть станичных и поселковых школ, в к-рых внедрялась методика взаимного обучения (см. Белль-ланкастерская система); в 1835 таких школ в ОКВ было 35, в т. ч. в Чел., ст-цах Еткульская, Еманжелинская, Коельская, Магнитная, Миасская, Нагайбакская, Уйская, Чебаркульская и др. (Подробнее см. Оренбургское казачье войско: образование и культура.) В Чел. по инициативе ректора Оренб. семинарии архимандрита Феодотия 19 окт. 1830 было учреждено духовное училище, в к-ром учились преим. дети духовенства Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов Оренб. губ. Второе духовно-уч. заведение для детей духовенства тех же уездов — епархиальное женское училище — открылось в Чел. в 1908 (2-е по счету в Оренбургской епархии); до конца существования из-за нехватки помещений и финансирования имело лишь 4 класса (тогда как полн. курс был 6-классным). Духовному ведомству были подчинены также элементарные «школы грамоты» и воскресные школы. (См. тагже Духовно-учебные округа.)

Женское образование получило развитие во 2-й пол. 19 в. Хотя в Уставе 1828 говорилось, что местное уч. начальство должно стремиться оказывать «всеми зависящими от него средствами» содействие открытию жен. уч-щ, равных по курсу уездным, решение этого вопроса было поставлено на гос. уровень только в кон. 1850-х гг. Имп. Александр II констатировал, что меры, принятые к О. детей жен. пола, не вполне удовлетворяют потребностям времени и касаются в осн. дворянства и чиновников. В связи с этим министр внутр. дел указал 26 июля 1858 нач. Оренб. губ., что «лица среднего сословия в губернских и уездных городах лишены средств дать дочерям своим необходимое образование, соответственное скромному их быту. Между тем от этого, безусловно, зависит как развитие правильных понятий об обязанностях каждого, так и все возможные улучшения семейных нравов и вообще всей гражданственности, на которое женщина имеет столь сильное влияние». Осенью 1858 копия этого письма вместе с «Положением о женских училищах ведомства МНП» была направлена в города Южного Урала, в т. ч. в Троицк и Чел. Предлагалось создавать уч-ща 2 уровней: 1-го (с 6-летним курсом обучения) и 2-го (с 3-летним) разрядов. В Оренб. губ. первые жен. уч. заведения появились в 1860. В Чел. и Троицке жен. уч-ща 2-го разряда открылись в 1861 [см. Женское училище второго разряда (Челябинск)].

Инородческие школы. Не было оставлено без внимания «инородческое население» края. В Троицке действовала т. н. киргизская школа. Дети местного татаро-башк. населения учились не только в нац., но и в обычных начальных и ср. уч. заведениях. В 1858—59 оренб. и самарский губернатор, объявив, что для башкир будут открыты спец. «кантонные» (см. Кантоны) школы, в то же время разрешил за счет сумм войскового капитала ОКВ воспитывать в приходских уч-щах края (в т. ч. в Чел.) 90 башк. мальчиков; особо указывалось, чтобы «не были они стесняемы в их религиозных обычаях», что только успех этого начинания «может внушить башкирам доверие к пользе общественного воспитания». Первый опыт был признан удачным. 25 авг. 1859 дир. уч-щ Оренб. губ. констатировал: «Помещенные в прошлом 1858 году в приходские училища Оренбургской дирекции для обучения российской грамоте башкирские малолетки оказали в течение академического курса значительные успехи в русском чтении и чистописании, а некоторые даже выучились 4 простым приемам арифметики, что, судя по краткости времени, в особенности по незнанию ими русского языка, на первый раз, весьма удовлетворительно». И. о. командира Башк. войска полк. Симбутин добился у оренб. и самарского генерал-губернатора выделения ден. пособия для учителей приходских уч-щ, на к-рых легла дополнит. нагрузка. По окончании 1-го уч. года было разрешено: башк. мальчикам продолжить обучение в след. уч. году в приходских уч-щах (на прежних основаниях); дополнительно принять (за счет войсковых сумм) еще 100 башк. мальчиков 8—13 лет (в т. ч. в Чел. приходское уч-ще, как и в 1858, 15 чел.). Был решен вопрос и с преподаванием им магометанского вероучения. За основу был взят опыт челябинцев (согласно документам Нац. архива Республики Татарстан): «Если... родители пожелают, чтобы дети их были обучаемы в училищах магометанскому закону, то предоставить им пригласить для того известного им муллу или простого башкира, знающего магометанскую религию, и войти с ним в добровольную сделку, то есть платить им за обучение детей от себя, как это сделано родителями обучающихся в Челябинском приходском училище». В последующие годы практика обучения татаро-башк. населения в гор. уч. заведениях продолжилась. В 1864 было утверждено «Положение о начальных народных училищах», активизировавшее развитие нар. О. в стране. Право на преподават. деят-сть обрели женщины. Значит. полномочия получили земства, создавшие впоследствии целую сеть земских сел. школ. Совершенствованию управления уч. заведениями края способствовало выделение (18 мая 1874) Оренб. уч. округа (включившего Оренб., Пермскую и Уфимскую губернии и 2 области — Тургайскую и Урал.) из состава Казанского. Реформы 1860-х гг. содействовали развитию начального и ср. 0.31 мая 1872 вышло «Положение о городских училищах» (они заменили уездные). В 1897 Оренб. епархиальным училищным советом было предписано открывать на территории с низкой плотностью населения и отдал, от приходов передвижные школы грамоты — низшие начальные уч. заведения (организатор П. Н. Чижёв).

Городские училища находились в ведении попечителей уч. округов и инспекторов нар. уч-щ. По уставу в зависимости от кол-ва учител. штатных ед. и классных аудиторий они могли быть 1-, 2-, 3- и 4-классными (полн. курс обучения в любом уч-ще составлял 6 лет). В штате 1 -классного уч-ща был 1 учитель; дети обучались последовательно в 3 отделениях (по 2 года). В 2-классном гор. уч-ще было 2 отделения (курс 1-го класса был 4-годичным). В 3-классном курс каждого класса был 2-годичным. В 4-классном курсы первых 2 классов — 2-годичные, 3-го и 4-го — 1-годичные. Закон Божий преподавал спец. учитель, обычно священник. На отд. педагога, нанимавшегося по договору, возлагалось преподавание гимнастики. Преподавателями гор. уч-щ могли быть лица, окончившие учител. ин-т или сдавшие экзамены за его курс и утвержд. в должности попечителем уч. округа. Во главе 3- и 4-классных гор. уч-щ стояли учителя-инспекторы, к-рые отвечали «за благосостояние» уч. заведения; им подчинялись все служащие данного уч-ща. При уч-щах учреждались пед. советы (включавшие инспекторов и всех учителей), к-рые должны были собираться не реже 1 раза в месяц. Для содействия в решении хоз. задач вводилась должность почет. смотрителя. В уч-ща принимались дети не моложе 7 лет из семей всех званий, состояний и вероисповеданий. В Чел. и Троицке было по два 2-классных гор. уч-ща. Уровень О., к-рый они давали, считался достаточно высоким (до появления ср. учебных заведений). Нек-рые выпускники после сдачи соответствующих экзаменов работали учителями в приходских уч-щах, в отдельных случаях возглавляли их. Так, Л. С. Коротовских, известный в Чел. как первый библиотекарь гор. публичной б-ки, был также зав. 2-м муж. начальным уч-щем.

Высшие начальные училища (4-годичные) были созданы в 1912 в результате реорганизации гор. уч-щ. В них принимались дети, окончившие курс 1-классного начального уч-ща. В уч. программы были введены дополнительно (в сравнении с гор. уч-щами) алгебра, геометрия и физика; разделены на отд. предметы отеч. история и география; в число обязат. предметов перешли гимнастика, пение, рисование и черчение. Учащиеся высших начальных уч-щ носили форм. фуражки с аббревиатурой «ВНУ» на кокарде (за что получили прозвище «внучата»).

Система среднего образования начала складываться на территории, ныне занимаемой Чел. обл., во 2-й пол. 19 в. Открывались традиционные для Российской Империи гимназии и реальные училища. Первая муж. гимназия — Троицкая — была открыта в 1873; неск. раньше (в 1870) в Чел. была образована (путем реорганизации жен. уч-ща 2-го разряда) неполн. жен. гимназия — прогимназия. Первое на территории края реальное уч-ще открылось в Чел. в 1902. Ср. уч. заведения считались престижными. В них преподавали выпускники известных рос. ун-тов (Казанского, Киевского, Моск., С.-Петерб.), духовных академий, заруб. вузов. За обучение в гимназии или реальном уч-ще вносилась ежегодная плата в размере 40—50 руб. Либеральные журналисты нач. 20 в., а вслед за ними и нек-рые авторы сов. периода писали о том, что тысячи детей в нач. 20 в. вообще не имели возможности учиться. «Хозяева города не находили средств на открытие школ. Они больше всего заботились о трактирах, пивных и публичных домах»,— писал в 1947 П. В. Мещеряков в кн. «Челябинск». Следует отметить, что в нач. 20 в. не проводилось спец. переписей или исслед., не было науч. методики подсчета кол-ва неграмотных детей, не учившихся в школе. Считалось, что дети шк. возраста составляют 9% всего населения. Соответственно вычислялись статистич. данные по конкретным насел. пунктам и адм. образованиям: из гипотетич. кол-ва детей (9% нас.) вычиталось число учащихся в уч. заведениях всех типов (так, в Чел. на нач. 20 в. этот показатель составлял 500—700 чел.). Весьма внушит. цифры создавали впечатление, что гос-во и местное самоуправление не занимались серьезно вопросами грамотности населения. Динамика роста кол-ва строившихся школ и финансирования О. свидетельствует об обратном. К началу 1-й мир. войны Россия вплотную подошла к введению всеобщего начального О. Принятый 3 мая 1908 закон установил условия выдачи субсидий на открытие недостающих учебных заведений городам и земствам; последние принимали на себя обязательства открыть в теч. 10 лет определ. кол-во школ для обучения всех детей в возрасте 8—11 лет. Мин-во народного просвещения обязывалось выделять средства на зарплату учителям и приобретение учебных пособий. Законом от 22 июня 1909 был создан особый шк.-строит. фонд, из к-рого выделялись средства на строительство учебных заведений (1/5 сметы — безвозвратно,4/5 — в виде ссуды на 40 лет под 3% годовых). К 1914 большая часть уездных земств (414 из 426) и городов заключили соответствующие договоры с Мин-вом народного просвещения о введении всеобщего обучения. Юж. Урал не был в этом процессе исключением; в Чел. вопрос о введении всеобщего начального О. был также решен (в СССР всеобщее начальное О. было введено в 1930). Дети, проживавшие в дорев. время на территории края, могли учиться и в уч. заведениях др. городов и губерний, что было определено в законодат, порядке. Для выезда представителей мещанского, крест. или купеч. сословия в целях обучения в др. насел. пункты требовались соответствующие общест. решения — «приговоры». Так, в 1857 мещанская жена А. А. Лаврова обратилась в Мещанское об-во г. Чел. за разрешением (приговором) продолжить обучение в Оренб. губерн. гимназии ее племяннику А. Г. Лаврову (окончившему курс уездного уч-ща); при этом она взяла на себя обязательство «в случае увольнения его обществом, впредь до исключения его из оклада податей, платить оные своевременно»; соответствующие поручительства гор. думе дали ее брат Н. А. Мотовилов (2-й гильдии купеч. брат) и мещанин М. А. Лавров, обязавшиеся отправлять все натур. и ден. повинности за «мещанского сына Александра Григорьева сына Лаврова» по его зачислении «в среднее и высшее учебные заведения Гражданского ведомства на предмет окончания полного курса наук впредь до новой (11-й) ревизии или до выключки по поступлении с окончанием обучения в гражданскую службу из подушного оклада». В кон. 19 — нач. 20 вв. в крае активно развивалось и начальное профес. О., представл. довольно распростран. низшими ремесленными школами (Миасский завод, Чел., Сим), действовавшими по Уставу 1903, Чел. торговой школой (открылась в 1909), муж. Чел. учительской семинарией (1910) и др. (См. также Сельскохозяйственное образование.) Структура системы нар. О. в нач. 20 в. представлена на схеме. В 1915 в насел. пунктах, ныне входящих в Челябинской обл., существовали след. уч. заведения Мин-ва народного просвещения: муж. гимназии (Златоуст. Троицк); реальныеуч-ща (Верхнеуральск, Чел.); ср. техн. уч-ща (Златоуст. механико-технолог. уч-ще с низшей ремесл. школой при нем); учител. семинарии (Челябинск); жен. гимназии (Верхнеуральск, Кыштым, Миасс, Троицк, Чел.); жен. прогимназии (Челябинск); высшие начальные уч-ща [Бродокалмак, Верхнеуральск, Еткуль, Златоуст. Касли, Катав-Ивановск, Кыштым, Миасс, Миньяр, Наследницкое, Сатка, Сим, Сосновское, Троицк (2), Уйское, Чел. (2)]; низшие ремесл. школы (Миасс, Сим, Чел.); пед. курсы при высших начальных уч-щах (Златоуст. Катав-Ивановск). В процессе развития системы О. менялся уклад шк. жизни (см. Школьный быт). В кон. 19 — нач. 20 вв. власти и пед. общественность принимали меры и по ликвидации неграмотности среди взрослых: создавались спец. воскресные школы (по линии Духовного ведомства), вечерние школы для взрослых, вечерние курсы. Числ. обучавшихся была значит.; так, на курсах для взрослых, открытых при Чел. реальном уч-ще 1 сент. 1907, занимались 200 чел.; в воскресной школе пос. Порт-Артур (ст. Чел.) в 1912/13 уч. году — св. 100. Вопросами просвещения и О. занимались земства (см. Культурно-просветительная работа земств) и различные об-ва (см.: Культурно-просветительное общество Чел.; Общество дошкольного воспитания; Общество народного образования; Общество попечения о начальном образовании в г. Челябинске). Дорев. система О. была ликвидирована на территории края в 1919—20, с введением новой, осн. на принципе преемственности и открытости всех ступеней О. (см. Единая школа). Декретом СНК РСФСР «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (от 26 дек. 1919) все неграмотное население республики в возрасте 8—50 лет обязывалось «обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию» (см. Ликвидация неграмотности).

 

Образование в Челябинской области. Система О. Чел. обл. представляет собой целостный комплекс образоват.-воспитат. учреждений, включающий неск. ступеней: учреждения дошк. воспитания, ср. общеобразоват. школы, учреждения начального, ср. профес., высшего О., а также дополнит. О. детей и высшего послевузовского О. В годы первых 5-леток в связи с активным стр-вом многочисл. пром. предпр. резко увеличился спрос на специалистов различного профиля, преим. техн., что послужило стимулом для дальнейшего интенсивного развития системы начального и профес. О. В 1934, с созданием Чел. обл., координацию и контроль за деят-стью учреждений О. стал осуществлять обл. отдел нар. О. (ныне Министерство образования и науки). Были сформированы все звенья образоват. системы (от дошк. учреждений до органов управления). При каждом крупном индустр. объекте работали школы ФЗУ (в 1933 — 55 школ, в к-рых обучалось 19 317 чел.). В уч. заведениях области проходил ускор. процесс формирования нового пед. корпуса. Из общего числа работников школ высшее О. имели только 316 чел., в т. ч. пед.— 219, ср. пед.— 2626; незаконч. ср. и начальное — 5604 чел. В 1930-х гг. начала активно развиваться система заочного обучения, в рамках к-рой действовали заочные отделения и консультационные курсы при ср. спец. уч. заведениях. Необходимость кадрового обеспечения системы О. вызвала создание учреждений высшего профес. пед. О. (ЧГПИ, пед. вузы Магнитогорска и Шадринска). Поскольку образоват. ценз учител. корпуса не соответствовал требованиям системы О., возникла необходимость в повышении квалификации педагогов. С целью накопления и обобщения передового пед. опыта на территории области были выбраны 43 образцовые школы. В них широко использовались наглядные пособия и дидактич. мат-лы, через обл. практикумы внедрялись новые формы проведения уроков, постановки уч.-воспитат. работы; школьники участвовали в конкурсе «За культурную, грамотную тетрадь». Активно строились детские сады. Для подготовки воспитателей были открыты пед. уч-ща. В 1940 создана гос. система трудовых резервов с новым типом учебных заведений практич. направленности — реальными, ж.-д. уч-щами (ЖДУ), школами ФЗО. В эти годы благодаря интенсивному развитию системы О. в области удалось ликвидировать неграмотность, существенно повысить образоват. и культ. уровень населения.

Образование в период Великой Отечественной войны. С началом войны организация уч. процесса претерпела значит. изменения. Более 60 зданий школ и вузов области было передано для размещения оборонных предпр., госпиталей. В комс. орг-циях учебных заведений была введена обязат. воен.-физкульт. подготовка во внеурочное время; занятия проводились 2 раза в неделю по 2 ч; учащиеся разделялись на команды трактористов, шоферов, разведчиков, сандружинников, лыжников, пожарных. Информационная работа была организована через еженедельные лекции и разъяснит. беседы, основу к-рых составляли мат-лы о положении на фронте и в тылу, о воен. истории страны. В воспитат. работе наряду с воен.-патриотич. направлением ведущим стало приобщение детей к общественно полезному труду. Урожай 1941 в 68 районах области убирали ок. 75 тыс. школьников и более 4 тыс. учителей. Учащиеся из 32 районов заработали 354 800 трудодней. Большая работа проводилась учениками в госпиталях (уход за ранеными, сан. обработка помещений). Для сохранения и укрепления здоровья детей в условиях воен. времени осуществлялась методич. работа ин-та усовершенствования учителей: внедрялись методики проведения уроков продолжительностью 30—40 мин, организации самостоят. работы учащихся, эффективного использования наглядных пособий и активных методов обучения. Успеваемость учащихся всех классов в годы войны была значит. выше, чем в предвоен. годы. Работа с учителями осуществлялась через кустовые методич. объединения, секции учителей 1—4-х классов, гор. и районные секции учителей-предметников, шк. методич. комиссии, пед. советы, путем прикрепления молодых преподавателей к опытным квалифицир. педагогам. Расширялась сеть учебных заведений системы труд. резервов: в воен. годы было открыто 12 новых РУ, 4 ЖДУ, 18 школ ФЗО. На новый уровень вышла система высшего профес. О.: мн. из 16 эвакуир. в Челябинской обл. учреждений высшей школы послужили базой для создания местных вузов. Студенты и преподаватели внесли существ. вклад в оборону страны: отправлялись добровольцами на фронт, работали над оборонными заказами.

Образование в 1950—70-х гг. В послевоен. период происходило дальнейшее укрепление системы О. Была налажена шефская помощь школам со стороны крупных пром. предпр. Активизировалась пед. пропаганда: ежегодно учителя области проводили св. 3 тыс. лекций и бесед в труд. коллективах, перед родителями учащихся с обоснованием необходимости обучения, воспитания и получения профес. О. В 1950-х гг. в школах области работало ок. 8490 учителей, в т. ч. 766 с высшим О., 1199 — с незаконч. высшим, 5009 — со ср., 1517 — с незаконч. ср. В 1100 начальных школах обучалось ок. 270 тыс. чел.; в 176 ср. общеобразоват. школах — более 8б тыс. Всего в Челябинской обл. в этот период действовало 1695 учебных заведений, в к-рых обучалось и воспитывалось 408 тыс. учеников. Одним из осн. направлений деят-сти школы оставалась воспитат. работа, проводившаяся через обл. пионерскую (70 тыс. уч-ся) и комс. (10 тыс.) организации. Значит. место в процессе воспитания и обучения занимал идеологич. компонент: в школах проводились пионерские сборы, посв. героям войны, труженикам тыла, читались лекции о новейших достижениях науки и техники. В 1954 для подготовки рабочих кадров на базе законч. ср. О. была создана сеть учебных заведений нового типа — техн. уч-ща, с кон. 1958 преобразов. в ПТУ. Была реформирована система управления начальным и ср. профес. О.: обл. Управление труд. резервов было преобразовано в Управление профтехобразования Чел. обл. В связи с переходом учебных заведений ко всеобщему ср. О. (с 1967) был проведен комплекс мер по укреплению уч. и материальной базы ср. общеобразоват. школ, оснащению их новым оборудованием и совр. техн. средствами обучения, созданию специализир. уч. классов, внедрению рацион, и эффективных пед. методик на основе науч. организации уч.-воспитат. процесса. В 1960—70-х гг. шло интенсивное развитие и расширение шк. сети: в 1966 построено 64 школы, в 1967 — 91. Значит. увеличилось кол-во пришк. интернатов. Пед. ин-ты совершенствовали подготовку учителей. Ин-т усовершенствования учителей (ныне ЧИППКРО) и ЧГПИ (ныне ЧГПУ) организовали переподготовку учител. кадров и рук. общеобразоват. учреждений в свете новых программ и задач. Повышались квалификация и образоват. уровень руководящего звена пед. учреждений: если в 1964 высшее О. имели только 36% рук. школ области, то к нач. 1970-х гг.— 100%. Как базовый элемент регион. О. развивалось краеведение; практически во всех учреждениях О. были созданы музеи. Серьезное внимание уделялось развитию туризма. В 1964 в Чел. по инициативе рук-ва Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской и ЧГПИ было создано первое в стране научное общество учащихся. Особое внимание уделялось патриотич. воспитанию школьников; было организовано движение «Судьба семьи в судьбе страны». Для совершенствования труд. обучения и профориентационной работы при облисполкоме создан межведомств. совет по труд. обучению и профориентации. Во всех школах области оборудованы уч.-производств. мастерские. Органы О. совм. с пром. и с.-х. объединениями создавали новые типы уч.-производств. полигонов, т. н. УПК (см. Межшкольные учебные комбинаты). Существ. улучшение материально-техн. и кадровой базы учреждений начального и ср. профес. О. (в 1970—80-х гг. в области было введено в действие 56 комплексов зданий ПТУ, 24 пристроя к зданиям; пед. коллективы пополнены квалифицир. кадрами) позволило всем 130 ПТУ перейти на систему подготовки выпускников с получением общего ср. О.

Образование в 1980—90-х гг. Активно решалась проблема обеспечения непрерывности О., преемственности в обучении и воспитании, включая всю цепь учреждений системы О. (детский сад, общеобразоват. школа, ПТУ, ср. спец. уч. заведение, вуз). Охват дошк. воспитанием в области к 1991 достиг 76,7%; стали открываться комплексы «детский сад — школа», осуществлялся переход на обучение с 6-летнего возраста. В середине 1980-х гг. в связи с началом полит. и экон. преобразований в стране в системе О. произошли качеств. изменения: обновилось содержание уч. планов и программ, особенно связ. с общест. науками, введены вариативное О. и базисный уч. план для всех учреждений осн. и общего ср. О.; возникли негос., частные уч.-образоват. учреждения, активно происходило преобразование традиционных вузов в ун-ты и академии.

Образование в кон. 20 — нач. 21 вв. В 1990-х гг. началась интенсивная информатизация образоват. процесса. В 2004 открыт специализир. центр «Интернет-образование» в Магнитогорске для подготовки учителей информатики и обучения педагогов-предметников пользованию компьютерной техникой и информационными ресурсами. В области создано 49 межшк. методич. центров (ММЦ) для освоения информационных технологий пед. составом. В рамках повышения доступности высшего О. на территории области созданы многочисл. филиалы центр. рос. вузов; дистанционные формы О. реализуются путем создания филиалов обл. вузов в городах и райцентрах области. Повышение квалификации работников системы О. области обеспечивается 4 учреждениями дополнительного профессионального образования взрослых. В системе учреждений дополнит. О. детей действуют: спорт. учреждения, детские школы искусств, НОУ с 18 филиалами, сеть станций юных техников, геологов, натуралистов, экскурсионно-туристич. станции, детские ансамбли, кружки по интересам и т. д. В целях дальнейшего развития системы О. в области было создано 150 эксперимент. площадок на базе школ и вузов. Увеличилось кол-во классов с углубл. изучением предметов. ШРМ (36 по области) стали выступать в новом качестве — как центры социально-пед. поддержки и образоват.-психол. реабилитации. Мн. ПТУ преобразованы в профес. лицеи и колледжи. Успешно начали действовать образоват. комплексы: «детский сад — начальная школа» (102), «школа — вуз» (42), «школа — вуз — производство» (1), «школа — ПУ» (4); межшк. УПК (12). Возрождаются традиции религ. обучения и воспитания: в 2002 открылась первая в области рус. правосл. гимназия им. св. Симеона Верхотурского. Значит. изменились организационно-финанс. условия деят-сти учреждений системы О.: детские сады в массовом порядке стали передаваться с баланса ведомств в муниципальную собственность; в вузах введена платная форма обучения. Происходят модернизация и оптимизация сети учреждений начального, ср. и высшего профес. О. Координацию и контроль за деят-стью учреждений системы О. в Челябинской обл. осуществляют структурные подразделения обл. Мин-ва О. и науки. В уч. заведениях обучается почти треть населения области; действуют 1556 учреждений дошк. образования, 1266 общеобразоват. школ, 111 профучилищ, 32 вуза. Наиб. значительный вклад в развитие системы О. Чел. обл. в разные годы внесли: А. Ф.Аменд, М. Д. Голубых, А. Г. Гостев, И. Т. Дудкин, Л. П. Ильинский, В. А. Караковский, М. М. Клайн, Н. С. Костин, В. В. Мазуль, П. П. Мегорский, В. П. Омельченко, С. А. Репин, Е. С. Рудольская, А. А. Стакан и др.

 

Общее образование. Становление сов. системы О. на территории края началось по окончании Гражданской войны. Чел. губерн. отдел нар. О. разослал 8 марта 1920 всем уездным отделам спец. циркуляр о переводе учебных заведений на новые уч. планы и порядок работы в соответствии с Положением о единой сов. школе. Каждая школа имела план воспитат. работы, в к-ром указывались осн. содержание, формы внеклассной работы с учащимися. Внеклассная работа велась по неск. направлениям: патриотич., художеств. воспитание, политех. обучение, экскурсионно-туристич. Оздоровит. меропр. осуществлялись путем организации кружков физкультуры, прогулок, массовых спорт. игр, катания на коньках и др. К кон. 1930-х гг. благодаря развитию системы общего О. удалось ликвидировать безграмотность среди детей. В годы Великой Отечественной войны из-за нехватки уч. площадей кабинеты, спорт. залы, библиотеки, пионерские комнаты были преобразованы в классы, вследствие чего стала невозможной полноценная организация уч. и внешк. работы в общеобразоват. учреждениях, к-рые работали в 3—4 смены. Так, в 1942/43 из 286 школ Чел. в 41 занятия проходили в 3 смены, в 4 школах — в 4. В послевоен. период происходило дальнейшее развитие системы общего О. В 1950-х гг. в 1100 начальных школах обучалось ок. 270 тыс. чел.; в 176 ср. общеобразоват.— более 36 тыс. В 1960—70-х гг. система нар. О. совершенствовалась на основе науч. организации уч.-пед. процесса. Было принято пост. прав-ва о переходе ко всеобщему ср. О. (1966), согласно к-рому шло расширение сети ср. школ, укрепление их уч.-материальной базы, создание уч. кабинетов, позволяющих наиб. оптимально организовывать уч. процесс (мн. стали исследоват. лабораториями). Каждый школьник, пришедший в 1-й класс, должен был получить ср. О. Преждеврем. уход из школы, отсев учащихся расценивались как чрезвычайное происшествие, нарушение законности. Началась реализация идеи комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников. В уч. процессе стали применяться исследоват. методы обучения, способствовавшие активизации познават: деят-сти учащихся, умению самостоятельно получать знания. В кон. 1970-х гг. ср. О. в Челябинской обл. было охвачено более 97% детей. В 1970-х гг. началась аттестация учителей с целью активизации пед. деят-сти. Сложилась система работы с руководящими кадрами, включавшая в себя школу молодого дир., обл. семинары дир. школ, систематич. инспектирование вопросов управления, внутришк. контроля и рук-ва и т. д. В эти годы обл. отдел нар. О. (зав. Костин) стремился улучшить качество и результативность инспектирования школ, гор. и сел. отделов О. Так, в Миассе (зав. гороно Репин) большинство шк. уч. кабинетов было паспортизовано; на базе общеобразоват. учреждений прошел обл. семинар дир. школ. В кон. 1970-х — 80-х гг. особое внимание уделялось совершенствованию труд. обучения учащихся, профориентационной работе в общеобразоват. школе. После пост. Прав-ва СССР «Об основных направлениях реформы образовательной школы» (1984) были введены всеобщее профес. обучение старшеклассников, обязат. общественно полезный производит. труд во 2—11-х классах; производств. предпр. стали принимать непосредств. участие в труд. подготовке школьников. Практически во всех общеобразоват. школах были оборудованы уч.-производств. мастерские, для первоклассников — кабинеты труд. обучения. В Челябинской обл. получили развитие межшк. уч. комбинаты, а также уч.-производств. цехи и участки непосредственно на предпр., на селе — уч.-производств. бригады. Уже в 1979/80 уч. году в 19 УПК области занимались старшеклассники из 138 ср. школ более чем по 30 профилям (ок. 40% уч-ся 9—10-х классов). Преподаватели межшк. комбинатов (специалисты предпр.) проходили спец. курсы. В 1980-х гг. функционировало 59 УПК, 179 уч.-производств. бригад, 104 лагеря труда и отдыха, более 100 лесничеств (см. Школьные лесничества). Мн. школы принимали участие в ВДНХ (в 1977 получено 177 мед.). В УПК получило развитие рационализаторское движение. При облисполкоме работал межведомств. совет по труд. обучению и профориентации учащихся (рук.— заместитель председателя облисполкома Р. С. Алексеева). В 1985 в Чел. было проведено Всерос. совещание по вопросам труд. воспитания с участием министра просвещения РСФСР Г. П. Веселова и зам. министра З. Г. Новожиловой. Значит. внимание уделялось проблемам обеспечения непрерывности О., преемственности в обучении и воспитании. В кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. осуществлялся переход на обучение с 6-летнего возраста; в осн. была решена проблема получения молодежью ср. О. В 1990-х гг. (в новых социально-экон. условиях) произошли изменения в подходах к работе общеобразоват. учреждений и системы О. в целом: пед. коллективами школ была принята идея вариативного О. Мн. школы стали опытно-эксперимент. площадками. Появились новые формы учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи). Были созданы обл. базисный уч. план (ОБУП) с учетом регион.компонента, рекомендации к его внедрению. В настоящее время все учреждения осн., общего ср. образования работают по ОБУП. Увеличилось кол-во классов с углубл. изучением предметов (в 129 школах области обучалось 27 373 чел., в т. ч. в сел. местности — 2002). Школьники принимают участие в спец. программах в области О. «Интеллектуалы XXI века», «Одиссея разума», «Шаг в будущее» и др. С 2002 Чел. обл. входит в число регионов, участвующих в федеральном эксперименте по проведению в общеобразоват. школах ЕГЭ, предусматривающего возможность поступления выпускников школ в вузы области и нек-рых др. регионов на основании набранных баллов. Изменился статус ср. пед. учебных заведений, расширился диапазон специальностей, по к-рым они ведут подготовку (осуществляется в режиме интеграции с ЧГПУ и МаГУ). С 2006 реализуется нац. проект «Образование». Обеспеченность кадрами общеобразоват. учреждений составляет ок. 98%. Учебный процесс в школах области осуществляет св. 50 тыс. педагогов, в т. ч. ок. 800 засл. учителей РФ, более 6 тыс. отличников просвещения. По результатам аттестации 42% имеют высшую квалификационную категорию, 31% — 1-ю, 27% — 2-ю. Вырос науч.-теоретич. потенциал рук. органов управления О., образоват. учреждений; 43 из них защитили кандидатские и докторские диссертации. На протяжении мн. лет в системе управления О. Чел. обл. работали: П. А. Батехин, А. Ф. Дружинин, Дудкин, В. Н. Иваницкий, Костин, З. П. Мосолова, С. Ф. Петрушкин, Г. Н. Пивоварова, А. А Полушин, Репин, М. Д. Савельева, О. И. Стрелова, В. С. Татьлнченко, В. И. Тутынин, Л. К. Шапошникова и др. Программно-целевой подход к управлению О. обеспечил в непростых социально-экон. условиях стабильность работы системы общего О. области. (См. также: Коррекционное образование; Музыкальное образование и просвещение; Художественное образование; Экологическое образование; Экономическое образование.)