Отходники


Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва. Отходничество (отхожий промысел) зародилось в 17 в., получило развитие во 2-й пол. 18 в., преим. в центр. пром. районе страны, приурал. и сев. губерниях (в 1750-е гг. из деревень Владимирской, Костромской, Моск., Ярославской губ. уходило 15—20% муж. населения). На Южном Урале отходничество достигло значит. размеров во 2-й пол. 18 в. в связи с появлением горнозаводской промышленности. Осн. поток О. направлялся на горные з-ды. О. выполняли вспомогат. работы по заготовке дров, получению из них древесного угля, добыче руды и их перевозке. Крестьяне-О. были осн. источником пополнения рабочих кадров на речном транспорте, гл. обр. в периоды весеннего сплава металла на ярмарки центр. губерний России. Значительная часть крестьян-О. занималась также перевозкой коммерч. грузов (извозом), как правило, в зимнее время. На горных заводах большинство О. составляли жит. горнозаводской зоны, где земледелие из-за неблагоприятных почв.-климат. условий не было развито в достаточной для полн. жизнеобеспечения степ. В документах заводских контор Оренб. губ. почти не упоминаются вольные работники из числа жит. земледельч. зоны — Белебеевского, Троицкого, Уфимского, Челябинского уездов, хотя там имелось ок. 20 горнозаводских предпр. и св. 100 золотых приисков. Иной была ситуация в сев. уездах Вятской губ.: оттуда в 1-й пол. 19 в. по 500 крестьян ежегодно нанималось только на Златоуст. завод для рубки дров. Златоуст., каслинские, саткинские приказчики нанимали сплавщиками заводских караванов вятских крестьян в сс. Карандино, Метели и их окрестностях (т. е. в 300—500 верстах от заводов). Подряды на поставку извести, руды, флюсов при Златоуст., Каслинском, Кыштымском, Миасском и др. заводах Южного Урала брали не местные жит., а заводские крестьяне и мастеровые (см. Мастеровые и работные люди) Екатеринбургского уезда Пермской губ. На земляных работах при золотых промыслах в Троицком уезде осн. рабочую силу составляли башкиры, слабо связ. с земледелием. Исключение составляла перевозка на заводы медной руды с многочисл., рассредоточ. по терр. всей губернии рудников, являвшаяся разновидностью привычного для сел. жит. извоза. В зимнее время перевозкой руд промышляли все категории сел. населения: крестьяне, казаки, мишари и особенно башкиры, в чьих дачах и находилось большинство медных рудников. Только для доставки руд с крупнейших на Урале Каргалинских медных рудников требовалось ежегодно св. 100 тыс. подвод. На добыче жел. руд организаторами труда О. выступали крупные подрядчики, обычно из числа мастеровых. В нач. 19 в. работами подобыче руды для Кыштымских заводов (объемом ок. 1 млн пуд в год) руководили 14 подрядчиков. Важным направлением крест. отхода были сплавные работы. «Железные караваны» Каслинского, Кыштымских, Нязепетровского заводов отправлялись с Березовской пристани в верховьях Уфы до г. Уфы и до камских пристаней; заработок сплавщика составлял соответственно 4—5 и 10—12 руб. За доставку судов от Саткинского завода до Уфы бурлак получал 2,8 руб., лоцман — 10; за доставку до г. Лаишева лоцман — 22 руб., водолив — 10,5, бурлак — 9,5. В нач. 19 в. на Урале общее кол-во О., занятых на водном транспорте, составляло ок. 35 тыс. чел. Точного учета О. в России долгое время не производилось. Лишь с 1828, когда наряду с долгосрочными паспортами (от 6 лес до 3 лет) были введены и краткосрочные билеты (3-лес и месячные), наметилось нек-рое упорядочение статистики в этой сфере (относит., т. к. подавляющее большинство О. не оформляло увольнит. документов). Статистич. данные об официально оформл. отходничестве урал. государственных крестьян (наиб. многочисл. категории сел. населения) в нач. 1830-х гг. представлены в табл. 1. Абсолютно преобладал краткосрочный отход (1—3 мес), в Оренб. губ. он составлял ок. 95%. Крестьяне, отлучавшиеся на заработки на непродолжит. время и возвращавшиеся к началу полевых работ, приобретали билеты. Паспортами пользовались торгующие крестьяне, владельцы кустарных мастерских и пром. заведений, т. е. в значит. мере отошедшие от с. х-ва. В табл. 2 представлены статистич. данные на 1858 об официально оформл. отходничестве государственных крестьян Оренб. губ. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение отходничества. Со 2-й пол. 19 в., с усилением интеграции Южного Урала во всерос. агр. рынок, быстро росла степ. товарности с. х-ва. Появились крупные латифундии, ориентир. на пр-во преим. товарного хлеба. Рабочую силу для них составляли в значит. мере местные малоимущие крестьяне и О. из Тобольской и Пермской губ. В 1890-е гг. в Троицкий уезд ежегодно приходили на заработки до 3 тыс., в Чел.— до 1 тыс. поденщиков.