Атеизм и антирелигиозная пропаганда


Атеизм и антирелигиозная пропаганда (от греч. «а» — отрицат. частица и «theos» — Бог), система филос. взглядов, отрицающая бессмертие души, воскрешение из мертвых, критически относящаяся к религии, утверждающая материалистич., естеств.-науч. взгляды на природу, об-во, человека. Атеизм философски близок вольнодумству, религ. скептицизму, антиклерикализму. Прошел длит. путь ист. развития. Присутствует как в фольклоре различных народов России, так и в филос. концепциях отеч. мыслителей: революционеров-демократов 19 в. В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, марксиста Г. В. Плеханова и др. После Октябрьской революции (1917) начался новый этап утверждения материалистич. взглядов в общест. сознании россиян, развернулась масштабная антирелиг. пропаганда. Распространение атеизма сопровождалось ликвидацией массовой неграмотности населения и социальной нищеты. Большое влияние на политику гос-ва по отношению к религии, церкви и верующим оказывала партия коммунистов. Сов. период стал временем постепенной атеизации об-ва, становления и развития его как секулярного, светского. На Южном Урале формирование устойчивых форм атеизма в массовом сознании трудящихся следует отнести к нач. 1920-х гг., когда закончилась Гражд. война и началась реализация декретов Советской власти по отделению церкви от гос-ва и школы от церкви. Одним из существ. факторов ослабления социальной роли религии и постепенной атеизации населения, в т. ч. и Чел. уезда, стало формирование системы светских образоват. и культ.-просвет. учреждений. В 1916 в Чел. было св. 30 учебных заведений, из к-рых ок. 10 носили конфессион. характер. В 1924 в городе и уезде действовало уже 111 школ, 2 библиотеки, 18 изб-читален. К 1941 в области было открыто 115 изб-читален, 115 колх., 170 совхозных, 172 заводских и кооп. клуба, 1297 библиотек, 24 к/т, 9 краеведческом музеев, 11 театров, работало 516 киноустановок. Распространение атеизма было политически направл., носило воинств.-примитивный характер. Комсомольцы организовывали различные антирелиг. кампании. Так, весной 1925 повсеместно в клубах и избах-читальнях проводилась «комсомольская Пасха» с организацией вечеров, лекций, карнавальных шествий, просмотров фильмов, подпиской на газеты и ж. «Безбожник», «Антирелигиозник». В нац. районах области с 1935 ставил на сцене местных клубов антиклерикальные и классич. пьесы колх.-совхозный тат. театр. В Нар. доме Сатки ежемесячно проводились антирелиг. молодежные вечера. Особой популярностью пользовались сценки «Живой газеты», т. к. темы для постановок брались из жизни саткинцев. Кадры для проведения атеистич. пропаганды готовили на обл. кратковрем. курсах, где одноврем. занималось до 250 чел. В 1920— 30-е гг. наиб. последовательно атеистич. работа проводилась в школах области. В результате, напр., в Саткинском районе в 1925—26, как отмечено в сохранившемся отчете инспектора окроно, «религиозность детей выявлена слабой». Районная школа 2-й ступени отчиталась, что в «церковные праздники школа детьми посещалась на 100%». В 1930 учителям была предложена схема изучения опыта атеистич. пропаганды и предпринята попытка проведения социол. опроса в Кыштыме с охватом ок. 1500 жит. Атеизации населения в 1920—30-е гг. способствовало массовое закрытие церквей и культовых учреждений различных конфессий. К кон. 1940 в Челябинской обл. действующими были лишь 2 правосл. церкви. Мн. храмы были уничтожены. Последоват. атеисты области объединялись в местные общест. организации «Союза воинствующих безбожников», действовавшего под лозунгом «Борьба с религией — борьба за социализм». Взрослое население Саткинского района организовало 3 ячейки союза — в Бакале, на заводе «Магнезит», в Саткинском райисполкоме. В документе об обследовании саткинских школ инспектором окроно в 1929/30 уч. году указано на «недостаточное втягивание» пионеров в атеистич. организации. Кол-во антирелиг. общест. орг-ций в довоен. годы неуклонно росло: если в 1938 местные организации атеистов были созданы в 27 районах области, то в 1940 они действовали уже в 34 районах и объединяли более 26 тыс. чел. В архивах Магнитогорска сохранились отрывочные сведения о соревновании антирелиг. общест. орг-ций Магнитостроя и Кузнецкстроя (1931), в к-ром победила Магнитка. Вел. Отеч. война объективно привела к ослаблению атеистич. работы и усилению религиозности в массовом сознании. Атеизм сохранил свое идеологич. значение в 1-ю очередь для коммунистов. В послевоен. годы полит. рук-во атеистич. работой осуществлял обл. к-т КПСС. В решениях парт. органов в 1950-е гг. отмечался высокий уровень этой работы в одних районах и городах области (Усть-Катав) и низкий — в других (Миасс, Чел., Магнитогорск, Златоуст). По мнению светских религиоведов, очередной этап в распространении атеизма начался в 1954. К этому времени партия поставила задачу переноса борьбы против религии из социальной сферы в идеологич., что в определ. степ. и удалось осуществить в 1960— 80-е гг. В этот период регулярно проводились исслед. религиозности и атеистич. зрелости населения. Так, опросы студентов вузов Магнитогорска показали, что осн. масса студентов (до 60%) стояла на материалистич. позициях и только 2—3% заявляли о принадлежности к верующим. Анкетный опрос рабочих ММК, провед. в 1979, показал: 25% из них — атеисты, 33,3% индифферентны к вопросам религии и атеизма, 10,3% колебались между верой и неверием, 22,5% — не имели четкого представления о роли религии в жизни человека. В обл. об-ве «Знание» была создана секция пропаганды науч.-атеистич. знаний, к-рую возглавляли в разные годы Б. Н. Алешко, Э. Я. Комиссарова и др. В ряде городов и районов (Сосновском районе, Магнитогорске и др.) были созданы клубы атеистов. В Чел. открыт Дом науч. атеизма, существовавший до кон. 1980-х гг. Опыт атеистич. воспитания и пропаганды Чел. обл. был обобщен на всесоюз. и респ. уровнях. С 1990, после принятия респ. закона «О свободе вероисповеданий», пропаганда атеистич. знаний резко пошла на спад, а к нач. 21 в. практически прекратилась. Свое филос. значение атеизм и материализм сохраняют лишь в преподавании обществоведч. дисциплин. Однако, как показывают результаты социол. опросов 1990-х гг., сторонников атеистич. взглядов в области остается достаточно мн.— 20—30% опрошенных.