Авиация агитационная


Авиация агитационная, форма агитационно-пропагандистской деят-сти в СССР с использованием средств возд. сообщения в 1920—30-е гг. Флагманом А. а. страны был построенный в 1934 по проекту А. Н. Туполева самолет «Максим Горький», не имевший аналогов по величине и размаху крыльев (63 м). После его крушения в результате столкновения с самолетом сопровождения (18 мая 1935) по всей стране, в т. ч. на Южном Урале, был организован сбор средств. в кратчайшие сроки создана эскадрилья агитационных самолетов им. М. Горького. Ее машины летали в самые отдал. районы страны. На территории Челябинской обл. агитационные самолеты прилетали преим. в крупные города — Чел. и Магнитогорск, реже — в др., где были аэродромы. В цели агитационных десантов входили проверка на местах выполнения решений Коммунист. партии и прав-ва, поддержка ударничества, распространение передового опыта, активизация сбора средств на развитие сов. возд. флота. Прибытие агитсамолетов обычно сопровождалось митингами и праздничными массовыми меропр., в ходе к-рых наиб. выдающиеся ударники пр-ва получали возможность подняться на самолете в воздух и пролететь неск. кругов. В ходе каждого рейса агитсамолет выполнял конкретную хоз. и полит. задачу. Так, самолет «Герой Советского Союза», прилетевший на Южный Урал в сент. 1935, доставил на своем борту чиновников НК просвещения и журналистов газ. «За коммунистическое просвещение». Они посетили Чел., Магнитогорск, Копейск, Шумиху, Курган для ознакомления с работой школ Чел. обл. Трижды прилетал на Южный Урал самолет «Крокодил», оформл. соответственно назв. художниками-карикатуристами и привлекавший особый интерес населения. На «Крокодиле» прибыли в Чел. (24 июля 1935) чл. жюри конкурса горсоветов на звание «Лучший город страны». Во встрече самолета участвовали 10 тыс. горожан; 60 ударников пр-ва оценили его летные качества; чел. радиолюбители имели возможность принять радиопередачу с борта самолета. Во время 2-го прилета в Чел. (окт. 1936) на борту самолета находились представители «Спецстали», прибывшие оценить успехи металлургических заводов Южного Урала «в борьбе за выполнение лозунга “Дать стране 45 тысяч тонн проката в сутки”». Жителям Чел. впервые были продемонстрированы агитационные фильмы «Алексей Стаханов» и «Сталинские соколы». Из Чел. чл. проверяющей бригады выезжали на поезде в нек-рые насел. пункты области (напр. в Златоуст). Третий раз самолет приземлился в Чел. 30 сент. 1938 в ходе агитационного рейса по новостройкам страны. Находившиеся на борту «Крокодила» новаторы-стахановцы прибыли делиться передовым опытом работы, в частности, Ф. И. Мальцев ознакомил со своим методом каменщиков жил.-бытового стр-ва завода им. С. Орджоникидзе; Я. В. Ерохин продемонстрировал скобу собств. конструкции, позволявшую повысить качество сооружения полов в помещениях. Вместе с рационализаторами прибыл писатель-антифашист Д. Джерманетто, выступивший с докладами в Чел. и Копейске. Агитсамолеты снаряжались и на местах. Свой агитсамолет имел чел. аэроклуб (см. Аэроклубы). С началом Великой Отечественной войны А. а. прекратила существование.