Авторская песня


Авторская песня, бардовская песня, самодеятельная песня, жанр муз.- поэт. творчества, для к-рого характерно авторское исполнение, обычно под гитару. В разное время А. п. называлась также туристской, студенч., патриотич., гитарной песней. Получила распространение в стране в кон. 1960-х гг. В Чел. любителями А. п. был организован клуб, зарегистрир. в марте 1971 при гор. туристич. клубе. Осн. массу создателей чел. КСП составляли туристы и одноврем. исполнители А. п., как правило, не выступавшие со сцены, а певшие в узком друж. кругу, у походных костров и т. п. Первыми организаторами КСП в Чел. стали: В. Балабанов, С. Блинов, Г. Васильев, В. Горелов, Т. Лихачева (Карева), Л. Петрова (Л. П. Коробицына), А. Рычагов, В. Стенников. Позднее в состав правления чел. клуба вошли Л. Афанасьев, Ф. Портной, А. Смирнов, С. Соколов. Со временем в Чел. сложился постоянный актив энтузиастов песенного движения: М. Богуславский, М. Вейцкин, Л. Волков, Л. Гордиенко, В. Ильина, Г. Кацев, З. Носова, С. Пинский, К. Просеков, Е. Садаков, Ю. Трахтенберг и др. Традиционной формой работы клуба стали вечера-посиделки, на к-рых возвратившиеся из походов туристы обменивались впечатлениями, пели под гитару. Чл. клуба прослушивали и разучивали песни, репетировали программы к общегор. вечерам и концертам, сочиняли тексты и готовили сценарии капустников; обучались игре на гитаре; делились впечатлениями о прошедших фестивалях, творчестве отд. бардов. В янв. 1972 состоялся первый концерт-встреча клуба с бардом В. Ланцбергом. На вечере в мае того же года выступили известные барды из Ленинграда А. Городницкий и В. Глазанов; клуб подвел итоги 1-го заочного конкурса туристской песни. С нач. 1970-х гг. концерты А. п. стали традиционными. В Чел. побывали почти все известные барды старшего и ср. поколений: В. Берковский, Б. Вахнюк, Ю. Визбор, В. Вихорев, В. Долина, А. Дольский, А. Дулов, Е. Клячкин, Ю. Кукин, С. и Т. Никитины, А. Розенбаум, Л. Сергеев, А. Суханов, В. Туриянский и др. (мн. неоднократно). Вечера А. п. обычно проходили в гор. ДК без объявлений и афиш. Концерты собирали любителей А. п. со всей области, прежде всего из закрытых городов. В дальнейшем КСП были созданы в др. городах Чел. обл.: Златоусте (В. Белов), Златоусте-36 (Ю. Жилин), Магнитогорске (С. Мыльников), Миассе (В. Карпова), Сатке (Е. Банников), Троицке (Н. Прибыткова), Челябинск-70 (Л. Афанасьев), Челябинск-65 (Л. Щербакова) и др. В Чел. появились новые КСП: «Моримоша» (при ДК ЧТЗ), КСП ЧПИ, КСП «Седьмая бригада» ЧГМИ (ныне ЧГМА). Чел. гор. клуб А. п. приобрел статус обл. В 1975 в Чебоксарах в рамках фестиваля А. п. состоялся семинар, на к-ром на чел. клуб была возложена роль координатора движения КСП в стране. В течении многих лет методич. сектор клуба (рук. Гордиенко) вел регистрацию вновь созданных клубов страны, оказывал им помощь. Чел. КСП, по выражению Городницкого, стал одним из союз. центров самодеят. песни. Клуб поддерживал связи со всеми КСП области: проводились творч. отчеты клубов в Челябинске, обменные концерты, семинары и курсы, летние и зимние фестивали самодеят. песни в городах Чел. обл. В 1970-е гг. возникли Ильменский фестиваль А. п. (1973) и фестиваль «Черная скала» (Златоуст. 1979). Осн. внимание КСП уделяли творч. росту, исполнит. мастерству, открытию новых имен. Мн. авторы и исполнители, известные сегодня за пределами Чел. обл., начинали творч. путь из КСП: Б. Браславский, Васильев, Ю. Гарин, А. Деревягин, Ю. Зыков, В. Казарцев, Карева, А. Крамаренко, Е. Лихачев, О. Митяев, Л. и В. Письменовы, О. Степанов, П. Старцев, Т. Фоменко, А. Хмель, Е. Щибрикова, Н. Якимов, трио «Мультики», анс. «Чернильные кляксы» и др. Среди начинающих авторов и исполнителей были: Т. Голубкова, Ю. Михеева, Я. Симон и др.; дуэты В. Богомолов и В. Рыбин, М. и Р. Валитовы, В. Гущин и С. Андрейченко, О. Седелев и А. Примаков; анс. «Трио в шляпах». Чл. КСП ведут активную концертную деят-сть; побывали на мн. фестивалях страны, где были отмечены дипломами и гл. призами [Алма-Ата, Владивосток, Киев, Ленинград (С.-Петербург), Минск, Москва, Норильск, Рига, Самара, Таллин и др.]. На Грушинском фестивале (Куйбышев, ныне Самара) челябинцы впервые выступили в 1971 и ежегодно добивались права выхода на осн. концертную площадку фестиваля — «Главную гитару». В 1982—85 чел. КСП вместе с др. клубами страны испытал давление со стороны властных структур. Это было время гонений и запрета А. п., отмены фестивалей и концертов. Но и в этот период чел. КСП удалось легализовать нек-рые формы деят-сти: был открыт абонемент А. п. в Чел. филармонии (действовал 2 года); подготовлена серия телепередач «Встречайте песню». Проводились и т. н. закрытые фестивали, собиравшие актив чел. КСП (ок. 300 чел.). На это же время пришелся выпуск уник., до сих пор единств. в стране иллюстрир. библиографич. указателя по самодеят. песне «Песни встреч и дорог» (ЧОУНБ, составитель В. Ильина). С наступлением перестройки чел. обл. КСП прекратил существование как клубная структура. А. п. не остановилась в развитии, по-прежнему имеет многочисл. поклонников. Сохранены традиции Ильменского фестиваля. Возобновлены вечера памяти Васильева («Генкины сентябри»), собирающие актив бывшего обл. клуба. В 1999 в Чел. открылось бард-кафе «Светлое прошлое», где любители А. п. знакомятся с творчеством местных и приезжих авторов и исполнителей.