Баранта


Баранта (от монг. barimta — налет, нападение), набег с целью захвата скота и имущества. Одной из норм обычного права кочевых народов (см. Кочевничество) являлась компенсация материального или морального ущерба угоном скота у обидчика. Основанием для реализации этого права являлось признание судом, к-рый состоял из облеч. общест. доверием людей (биев), виновности ответчика, не желавшего добровольно возместить ущерб. Участие в Б. было делом чести всех взрослых мужчин обиж. рода или племени. При этом осуществлявшие (открыто либо тайно) Б. должны были соблюдать принцип соразмерности ущерба, избегая по возможности излишнего насилия, чтобы не дать повода для усугубления конфликта. Угонялись, как правило, лошади. В случае примирения сторон скот, угнанный в ходе Б., возвращался. У башкир наряду с Б. долгое время сохранялось традиционное право кровной мести (карымта). В условиях разложения родового строя карымта вытеснялась Б.— экон. местью. В лит-ре 18—19 вв. Б. именовались не только угоны скота, соверш. в силу обычая или из удальства, но и набеги, предпринимавшиеся ради наживы или в карат. целях. В. Н. Татищев сообщал в одном из донесений: «Башкирцы собрались в 530 человек, ходили в Киргиз-Кайсацкую Орду и тамо 30 юртов побили, в полон взяли 30 человек, угнали 3000 лошадей, верблюдов 70... Всем башкирцам наикрепчайше запретить, чтобы они впредь вооружались, в Киргиз-Кайсацкие Орды не ходили. Киргиз-Кайсацким ханам и прочим их старшинам писать, дабы они со своей стороны на башкирцев нападения не чинили». Указом 1760 предписывалось: «При случаях, происходящих от киргиз-кайсак при здешних местах продерзостей, чтоб оные злодеи без отмщения не оставались, отправлять до самых их улусов не малолюдные команды и через оных людям и скоту делать захват». С традициями Б. рос. прав-во боролось и законодат. мерами, относя ее к числу наиб. тяжких преступлений. Б. подвергается осуждению в ряде произв. башкирских мифологии и фольклора. Так, в предании «Бэндэбика и Ерэнсэ-сэсэн» гл. герой, собрав молодых воинов, намеревается идти барымтой на казахскую летовку. Его жена, отважная и мудрая Бэндэбика, возражает: «Ты на своей земле обрел имя батыра, но батыру мало смелости, нужна еще и мудрость. До сих пор народ почитал вас за то, что вы вершили святое и правое дело. А теперь ты хочешь сделаться злодеем и толкаешь на худое дело молодых. Захват чужой страны не входит в наши обычаи. Не позорьте себя и имя нашего рода».