Боевая подготовка в период Великой Отечественной войны


Боевая подготовка в период Великой Отечественной войны, процесс усвоения личным составом армии знаний, умений и навыков, необходимых в боевых условиях. Б. п. в воен. условиях носила интенсивный характер, велась в сжатые сроки, соответствовала специфике родов и видов войск. Осн. центрами обучения резервов явились воинские формирования; общее рук-во подготовкой осуществляло Управление боевой подготовкой РККА через отделы штабов воен. округов. Основу обучения резервов для всех видов и родов войск составляли требования статей Устава боевой подготовки РККА. Организаторами Б. п. в воинских частях и военно-учебных заведениях выступали командиры и политработники, к-рые несли ответственность за состояние обучения и воспитания подчиненных. В передовой статье газ. «Правда» (28 нояб. 1941) подчеркивалось, что «командиры и политработники резервных и запасных армий должны образцово подготовить бойцов к военной деятельности, к походной полевой жизни... приучить их к тяготам фронта, закалить их нервы и натренировать физически с тем, чтобы никакие лишения не пугали бойцов, чтобы им не были страшны ни мороз, ни метели, ни ураганный огонь врагов». Мн. командиры отправлялись на стажировки в боевые фронтовые части для приобретения практич. навыков, к-рые затем внедрялись в уч. процесс. Командиры полков стрелк., арт., танк. формирований приобретали навыки в ходе командно-штабных учений. С комбатами проводились тактико-спец. занятия, на к-рых отрабатывались приемы ведения боя силами и средствами усил. батальона, дивизиона. Навыки действий в бою, рук-ва ротой, взводом приобретали офицеры ср. командного звена. Практиковалось проведение при воен. уч-щах сборов, где командиры взводов стрелк., минометных, пулеметных и др. подразделений осваивали методику обучения подчиненных. Особое внимание уделялось изучению организации и ведения общевойскового боя, наиб. сложного вида воен. иск-ва, требующего умения организовать взаимодействие и управление, скоординировать действие всех средств огневого поражения противника. Проводились также сборы командиров частей в масштабах див. и бригад, где отрабатывались навыки ориентирования на местности, чтения карт. знание статей уставов РККА офицерами, призванными из запаса и получившими воинские звания по окончании курсов. Служебным распорядком для управленч. звена предусматривались ежедневное (в теч. 2 ч) изучение тактики, тренажи на средствах связи (раз в неделю) под рук-вом нач. штабов. Была развернута крупномасштабная подготовка солдат. Большинство красноармейцев, имевших воинские специальности, после призыва отправлялись на фронт; часть из них проходила дополнит. обучение в тылу. Молодое пополнение после усвоения основ воен. дела в уч. частях направлялось в запасные соединения и полки, откуда отбывало на фронт. Запасные формирования состояли из уч. батальонов, артдивизионов, батарей, школ. На них возлагалась подготовка кандидатов для обучения в воен. уч-щах. Кол-во запасных, уч. дивизий, полков на Урале в годы войны менялось: в марте 1942 резервы готовили 2, 7, 44, 13-я стрелк. див.; к сент. добавились 3-я уч. бригада и 14 уч. полков, где проходили обучение автоматчики, стрелки, минометчики. В 1944 числ. обучавшихся в частях Уральского военного округа составляла 19672, Южно-Уральского военного округа — 14103 чел. В уч. городках обучение велось круглосуточно. Гл. внимание уделялось стрельбе из личного оружия, ведению штыкового боя, приемам самоокапывания, использования индивид. средств защиты. Основу программ Б. п. для не служивших в РККА составляла одиночная подготовка, предусматривавшая приобретение теоретич. знаний и практич. навыков. С кон. 1941 в Б. п. внедрялся боевой опыт, приобрет. командирами и бойцами на фронте. Пристальное внимание уделялось вопросам отработки взаимодействия стрелк. подразделений с арт., минометными, приемам борьбы с танками противника. В 1941 программа ускор. обучения красноармейцев включала кроме теоретич. курса 30-км марш-броски с соблюдением мер боевого охранения, отработкой навыков занятия исходного положения для ведения ночного боя. Процесс обучения строился по принципу усложнения и интенсификации: марши увеличивались до 40 км, в 2-сторонних учениях повышался уровень сложности уч. целей. Перед бойцами стояли задачи научиться воевать в любой ситуации (в т. ч. в условиях окружения), прицельно вести огонь по врагу, знать стрелк. вооружение. В нек-рых урал. стрелк. частях проходили краткосрочное обучение снайперы, к-рых готовили по 2 программам (96-ч, рассчит. на 10 дней, и 148-ч — 15 дней). Для обучения отбирались в осн. имевшие навыки стрельбы, спорт. разряды (см. Снайперское дивжение). По окончании курсов снайперы могли прицельно стрелять из любого стрелк. оружия. В Чел. действовала 9-я школа снайперов УралВО. Будущих снайперов учили исследовать оборону, распорядок дня и привычки противника; чаще менять огневую позицию; работать парами, в ночное время и др. Использовался опыт снайпера 1183-го стрелк. полка 356-й стрелк. див. В. М. Комарицкого. Саперные, инж. уч. части готовили бойцов, умевших самостоятельно и в составе отделения выполнять саперные работы, действовать против танков и пехоты противника; занятия велись в теч. 4 нед методом практич. показа на уч. тактич. полях. Воинским частям рекомендовалось использовать в уч. процессе не только мат-лы секретного характера, но и публикации газ. «Красная звезда» (рубрика «О тактике действий фашистских войск и мерах борьбы с ними» и др.). В кон. 1942, с выходом нового Боевого устава пехоты, его требования и положения изучались командирами запасных и уч. частей, нач. воен.-уч. заведений, офицерским и сержантским составом. Новый устав пехоты требовал внесения корректив в программы Б. п. соединений, частей и др. С 1942 срок обучения увеличивался до 3—4 мес (и более). С мая 1942 обучение и воспитание личного состава строилось в соответствии с приказом Верх. Главнокомандующего, где обращалось внимание на овладение новейшей боевой техникой, вооружением, поступающим в войска, умелое использование их в боевых действиях. Из красноармейцев на Урале готовили танкистов, артиллеристов, авиаторов, минометчиков, стрелков, кавалеристов и др. специалистов. К авг. 1941 только 6 див., располож. в Златоусте, Камышлове, Чебаркуле, дали фронту 20340 стрелков, 6440 кавалеристов, 3990 пулеметчиков, 7809 минометчиков. В 1941—43 в урал. воинских формированиях прошли подготовку и доподготовку: разнообразные воинские специальности получили 1657 тыс. чел., в т. ч. 1413670 рядовых, 124150 сержантов. Непосредственно в уч. частях прошло обучение св. 205 тыс. бойцов; в отд. запасных полках, батальонах — 14 900; в уч. дивизиях, бригадах — 190290. С началом войны остро встала проблема подготовки младших командиров (только за 1-й месяц боевых действий их потери составили 60 тыс. чел., к дек. 1941 — 310 тыс.). В июле — авг. 1941 вышли приказы НК обороны СССР «О накоплении младшего и среднего начальствующего состава», «О формировании отдельных учебных стрелковых полков» и др., где указывалось на необходимость подготовки резерва этой категории военнослужащих. Указом Президиума Верх. Совета СССР «О присвоении военных званий начальствующему составу и красноармейцам, отличившимся в боях» (18 авг. 1941) команд. фронтами и армиями предоставлялось право присваивать первичное офицерское звание (младший лейт.) лицам рядового и сержантского состава за проявл. умение командовать в бою. За годы войны 257417 чел. были выдвинуты на офицерские должности. В УралВО с начала войны действовали 4 уч. бригады и 1 уч. центр. При соединениях создавались краткосрочные курсы, уч. команды, готовившие командиров отделений, пом. командиров взводов. Младший комсостав стрелк., пулеметных, минометных отделений обучали, как правило, в запасных стрелк. частях, входивших в стрелк. соединения. Осн. цель подготовки младших командиров состояла в привитии умений оперативно оценивать обстановку, предвидеть возможности ее последующего развития, принимать самостоят. решения и реализовывать их. Одной из форм Б. п. стали сборы при урал. запасных частях, на к-рых младшие командиры обучались методике выполнения боевой задачи в составе отделения. Программы сборов были ориентированы на приоритетное изучение определ. специальности. В августе 1941 прошли 10-дневные сборы в стрелк. соединениях; в сент. 1941 на Урале — сборы младшего командного состава саперных батальонов стрелк. дивизий: в теч. 25 дней ежедневно по 10 ч велись полит., строевая подготовка; приобретались навыки стрельбы, использования индивид. средств защиты; 40 ч отводилось изучению подрывного дела. При подготовке командиров стрелк. отделений на огневую подготовку отводилось ок. 40% времени, на тактич.— 35%. Передача боевого опыта будущим младшим командирам проходила в процессе разбора конкретных ситуаций, проведения показат. занятий по различным видам боя. Особое внимание уделялось привитию курсантам командно-методич. навыков, в первую очередь по управлению отделением, действию в отрыве от гл. сил подразделения. Практиковались занятия и учения на незнакомой местности. Подразделения поочередно выводились на 7—10 сут в районы уч. полей и стрельбищ, где курсанты отрабатывали навыки и приобретали опыт походной жизни. Для повышения боеготовности части поднимались по тревоге не реже 1—2 раз в месяц, подразделения — 1 раз в неделю. Марши в условиях имитации условного нападения авиации, мотомеханизир. частей противника, отработка задач в разных условиях приучали младших командиров самостоятельно принимать решения, нести ответственность за выполнение боевой задачи. С 1943 в программах Б. п. отводилось 42 ч на методич. подготовку, направл. на освоение командирами навыков передачи воинского мастерства. Воен.-профес. подготовка младшего начсостава во мн. определяла боеспособность подразделений. Частью Б. п. являлось военно-патриотическое воспитание, к-рое строилось на основе директивных требований ЦК ВКП(б), Ставки Верх. Главнокомандования, НК обороны СССР, Гл. полит. управления РККА (ГлавПУРККА), воен. полит. органов. В 1941 были отменены полит. занятия (оси. форма полит. воспитания красноармейцев и младших командиров в мирное время) и марксистско-ленинская подготовка офицерского состава. В агитационно-массовой работе использовались наглядная агитация, митинги, политинформации, беседы; публичное чтение газет, сводок Совинформбюро, приказов Верх. Главнокомандующего, воззваний, обращений и т. п. В уч. городках, классах, на стрельбищах, аэродромах размещались стенды с сообщениями Совинформбюро, выдержками из приказов НК обороны, информ. о положении на фронтах, боевые листки. Агитаторы имелись в штате всех звеньев (от ГлавПУРККА до полка включительно). На Всеарм. совещании агитаторов (апр. 1943) М. И. Калинин утверждал, что «агитатор всегда должен быть вожаком масс, вести их за собой. Особенно велика роль агитатора во время боя... Агитатор может поднять дух бойцов и добиться перелома в ходе боя». Помощь арм. агитаторам оказывали чл. ЦК ВКП(б), представители творч. интеллигенции. В решении уч.-боевых задач командиры, политработники, парт. и комс. организации использовали социалист. соревнование (в армии и на флоте отменено в кон. 1942). В 1941—42 получили распространение состязания по нормативам боевой подготовки за достижение званий «искусного снайпера», «умелого истребителя врага». Подготовка резервов войсковым способом осуществлялась на основе пост. Государственного Комитета Обороны «О подготовке резервов в системе Народного Комиссариата Обороны и Военно-Морского Флота» (16 июля 1941), «О формировании и обучении запасных частей» (13 авг. 1941); предусматривала создание новых воинских соединений, частей, воен.-уч. заведений, комплектование их постоянным и переменным составом; производилась под рук-вом Главного управления по формированию и комплектованию войск РККА (Главупраформ), на местах — штабов воен. округов и военных комиссариатов. Сосредоточение на Урале мощной воен.-техн. базы, людских ресурсов позволило развернуть в регионе крупномасштабную подготовку резервов для обеспечения действующей армии силами, способными не только восполнить потери, но и усилить ее боевую мощь. В Челябинской обл. в годы войны выводимые в тыл див. и полки проходили укомплектование личным составом, материальными средствами, вооружением, техникой, после чего вновь отправлялись в действующую армию. По решению ГКО в крае формировались также чехосл., эстонские, польские воинские части. (См. также Военнообязанные.)