Духовный регламент


Духовный регламент, законодат. акт, устанавливавший и регулировавший новый статус церкви и духовенства в Российской Империи. Был составлен по поручению Петра I архиеп. Феофаном (Прокоповичем), отредактирован царем, утвержден в февр. 1720. Верхи церк. иерархии согласились с новой формой высшего церк. управления (ВЦУ), установл. светской властью. Д. р. имел определяющее влияние на положение РПЦ в период 1721—1917. Со дня освящения в 1739 первой церкви в Чел. [Никольская церковь; см. Церковь в честь Святой Троицы (Челябинск)] жизнь чел. духовенства, как и рос., строилась в соответствии с Д. р. Он состоял из 3 частей, отд. пункты к-рых являлись законодат. установлениями, рассуждениями и комментариями, содержащими ист. примеры и ссылки, дающие представление о взглядах Феофана и Петра на осн. принципы церк. управления. В 1-й части Д. р. давалась общая характеристика нового устройства церк. управления (учреждение Духовной коллегии), обосновывались преимущества коллегиальной формы правления, доказывались его необходимость и законность. Во 2-й части определялась сфера компетенции Духовной коллегии, в 3-й — формулировались ее обязанности и состав. К тексту, напис. Феофаном и исправл. Петром, были добавлены пункты, составл. Духовной коллегией и одобр. царем. Согласно им коллегия получала назв. Святейшего Правительствующего Синода. Первое изд. Д. р. вышло 16 сент. 1721. Поскольку в нем было уделено недостаточно внимания белому духовенству и рядовому монашеству, в мае 1722 появилось 2-е изд., с дополнением — «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского». Первая часть «Прибавления...» под назв. «О пресвитерах, дьяконах и прочих причетниках» была посв. белому духовенству и оговаривала условия принятия сана, обязанности духовенства в отношении прихожан, вышестоящего духовного рук-ва и светских властей. Вторая, «О монахах», регулировала вопросы жизни в монастырях; порядок пострижения в монашество, избрания настоятелей монастырей, правила монастырской жизнедеятельности. Создав новую неканонич. форму ВЦУ в подражание протестантским образцам, гос-во в лице монарха пыталось подчинить себе духовенство, приравняв его к гос. служащим. Священникам вменялось в обязанность передавать властям информ. о преступлениях против гос-ва или умысле на него, получ. на исповеди. Т. о., гос-во посягало на церк. таинства. Установление контроля гос. власти над жизнью монастырей преследовало цель не столько исправить имевшиеся недостатки, сколько предотвратить зарождение духовной, идеологич. оппозиции абс. власти монарха. В качестве приложений к Д. р. обычно публиковались «Послание Святейшего Синода о браках правоверных лиц с иноверными» (изд. 18 окт. 1721), «Инструкция обер-прокурору Святейшего Синода» (утверждена 13 июня 1722).