Единоверие


Единоверие, течение в старообрядчестве, объединившее умеренных старообрядцев и приверженцев Русской православной церкви (см. также Православие). Зародилось в кон. 18 в., официально оформилось в 1800, когда митр. Моск. Платон (Левшин) сформулировал «Правила единоверия», т. н. 16 пунктов (высочайше утверждены 27 окт. 1800; в 1881 в них внесены несуществ. изменения). В соответствии с ними своего епископа у единоверцев не было. Рукоположения в священники и диаконы осуществляли епископы тех епархий РПЦ, где находились единоверцы. При этом соблюдались дониконовские обряды, использовались старообрядч. церк. облачения, утварь и т. п. Единоверцы в отличие от старообрядцев могли открывать свои храмы и монастыри. Росту влияния Е. способствовало усиление гонений на старообрядцев (особенно в период правления имп. Николая I). В середине 1860-х гг. дискутировался вопрос о разрешении единоверцам иметь самостоят. иерархию во главе с епископом, однако большая часть рос. архиереев высказалась против. Вопрос об учреждении должностей собств. епископов, как один из шагов, позволяющих усилить самостоятельность единоверцев, дебатировался на единоверч. Всерос. съезде в Петербурге (1912), но был решен только после падения царизма на Поместном соборе РПЦ (1917—18). Тогда были учреждены должности ок. 30 викарных единоверч. архиереев. После Окт. 1917 и формального провозглашения свободы вероисповеданий Е. лишилось своих организационно-правовых преимуществ перед старообрядчеством. Не способствовала развитию Е. и антирелиг. политика Сов. гос-ва. Мн. кафедры пустовали; единоверч. духовенство подвергалось репрессиям, но не перестало существовать. В настоящее время приходы единоверцев имеются в Москве, Моск. обл., Румынии, США и Канаде. На Урале с учетом влияния здесь старообрядчества Е. было разрешено уже в 1795, раньше, чем в целом по России. В нач. 19 в. единоверцы Челябинского уезда Оренбургской губернии были приписаны к церкви в честь Спаса Нерукотворного (Екатеринбург). 5 янв. 1815 Оренб. консистория направила запрос церк. администрации Пермской епархии относительно оснований, на к-рых причт екатеринб. церкви заведует единоверцами, проживающими на территории Оренбургской епархии (как выяснилось, для этого не было формальных оснований). Было принято решение об образовании в 1827—28 самостоят. единоверч. прихода в рамках Оренб. епархии, объединившего единоверцев, проживающих в 24 деревнях. Первую единоверч. церковь, освящ. в честь Спаса Нерукотворного, возвели в с. Сладкие Караси: 28 июля 1829 был освящен ее теплый придел во имя Св. Екатерины, 5 окт. 1847 — осн. престол. Первый священник единоверч. прихода — И. Никольский — сразу развернул активную деят-сть в нарушение всех данных ему инструкций. Он осуществлял требы не только для единоверцев, но и для правосл. населения указанных деревень, в 1829 самовольно приписал к единоверч. приходу еще 27 деревень. Никольский был смещен с должности, незаконно приписанные деревни возвращены по принадлежности. Единоверч. приход возглавил священник С. Игумнов. В связи с многочисленностью прихожан (ок. 2000 чел.) в 1831 при сладкокарасинской церкви был открыт 2-й штат. К сер. 19 в. в пределах Оренб.-Уфим. епархии, по сведениям Н. М. Чернавского, действовали 23 единоверч. церкви. В 1849 было разрешено открыть Златоуст. Воскресенский единоверческий монастырь, отошедший после разделения епархии в 1859—62 к Уфим. епархии. Сведения о числ. единоверцев, проживавших на территории Южного Урала, противоречивы. Нередко единоверцы учитывались совм. с остальными православными. На территории Оренб. епархии в 1898 проживали 15 379 единоверцев. Значит. распространение Е. получило в Златоусте и Златоустовском уезде. В 1844 в Златоуст. заводе был освящен единоверч. кам. храм в честь Святой Троицы (Свято-Троицкий; см. Златоуст) и образован приход, включавший единоверцев прилегающих сел и деревень. Кол-во прихожан росло и в 1909 насчитывало в самом Златоусте 1255 чел., в уезде — ок. 7 тыс. чел. С ростом переселенческого движения увеличилось кол-во единоверцев и в Чел.: в 1894 их значилось 72 чел. обоего пола, в 1901 — 170, в 1911 — 1223 чел. Перед 1-й мир. войной фактически был решен вопрос о стр-ве в городе единоверч. храма. 18 нояб. 1913 на заседании Челябинской городской думы было определено место его расположения — «на левом берегу р. Миасс, напротив мельницы Кузнецова». Еп. Цел. Дионисий (Сосновский) 25 июня 1914 благословил проект храма. Имп. Николай II пожертвовал на храм 2 тыс. руб. Стр-во, отодвинувшееся с началом 1-й мир. войны, не было осуществлено. К янв. 1919 относятся первые сведения об отд. единоверч. Саткинской епархии. Рук-во ею взял на себя еп. Уфим. и Мензелинский Андрей (Ухтомский), оставаясь одноврем. и в своей должности. В лит-ре, посв. истории церкви, приводятся весьма противоречивые сведения о единоверч. архиереях, носивших титул епископа Саткинского. Так, в книге М. Е. Губонина называются след. архиереи: Пётр (Гасилов; находился на этой единоверч. кафедре с 3 янв. 1923 по 11 февр. 1924), Иоанн (фамилия и точная дата нахождения на кафедре неизв.), Рувим (Троицкий; 1924—29), Вассиан (Веретенников; с 1927 по 27 нояб. 1938). Прот. В. В. Лавринов в своих трудах упоминает только Петра (1923—24), Иоанна (1924—26) и Вассиана (1926—36). Эти данные не корреспондируются со сведениями из кн. «Златоустовские купола» (сост.: Л. П. Заева и А. В. Козлов), в к-рой говорится об образовании Саткинской единоверч. епархии вследствие съезда единоверцев Златоуст. уезда, состоявшегося 22—23 марта 1924, и о приглашении на эту кафедру еп. Павла из Новгорода. Информ. о распространении Е. на территории Челябинской обл. после 1937 не выявлено.