Государственная собственность


Государственная собственность, имущество, принадлежащее на правах собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Понятие (категория) собственности отражает сложную систему социально-экон. отношений. Их аспекты изложены в Конституции РФ, в федеральных и кодифицир. законах (кодексах), спец. законах и иных нормативных актах (напр., в них указывается, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом). Собственник может совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и законные интересы др. лиц. Собственность субъекта РФ является разновидностью гос. формы собственности. Правами на собственность от имени РФ и субъектов РФ пользуются органы гос. власти в рамках их компетенции, установл. актами, определяющими статус этих органов. Имущество, находящееся в Г. с., закрепляется за гос. предпр. и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. 294, 296 Гражд. кодекса РФ). Средства соответствующего бюджета и иное гос. имущество, не закрепл. за гос. предпр. и учреждениями, составляют гос. казну РФ и субъектов РФ. От др. форм собственности Г. с. отличается тем, что абс. права собственности находятся не у отд. лиц и их объединений, а у гос. ин-та экон. и полит. власти. Гос-во является верх. распорядителем имущества (условиями пр-ва). Управляют имуществом и пр-вом назнач. гос-вом руководители (менеджеры). Особенность собственности гос. предпр. состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отд. участниках экон. процесса, и в этом смысле Г. с. унитарна. Развитие процессов обобществления в индустр. пр-ве ведет к анонимности Г. с. и институализации ее функций в спец. органах разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. В области экологии и иных нац. значимых сферах нек-рые черты Г. с. приобретают практич. смысл и институционный механизм реализации экол., социальных и иных программ. Обладая экон. (и полит.) властью, гос-во директивно присваивает часть доходов субъектов экон. процесса (через налоги, сборы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их. Следует различать близкие по содержанию понятия «государственный сектор» и «государственная собственность». Понятие «государственный сектор» шире по объему, т. к. включает в себя динамику деят-сти гос-ва и его органов. Постсоциалист. рыночная трансформация рос. экономики в 1990-х гг. привела к существ. изменению экон. роли гос-ва. Логика рыночных преобразований диктовала необходимость разгосударствления экономики в форме приватизации Г. с. Это привело к снижению доли и значения гос. сектора, возникновению и доминированию частного сектора экономики. Согласно Конституции (ст. 7) РФ — социальное гос-во, политика к-рого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, существование и развитие системы социальной защиты его граждан. Именно наличие Г. с. как основы гос. сектора экономики способно обеспечить исполнение конституционных гарантий социальной защиты, позволяет компенсировать т. н. провалы рынка, удовлетворять потребности об-ва в общест. и социально значимых благах. В соответствии с концепцией управления гос. имуществом и приватизации в РФ в 1999 определены осн. принципы гос. имуществ. политики; недопущение передела собственности; повышение эффективности управления гос. имуществом как важнейшего условия роста поступлений в бюджеты всех уровней; полн. инвентаризация объектов Г. с.; кадровое сопровождение управления гос. и муниципальным имуществом. Масштабы, социально-экон. роль гос. сектора экономики в Челябинской обл. предопределены процессами приватизации. Чел. обл. была одним из лидеров приватизационного процесса в стране. Уже к нач. 1997 в частную собственность перешло почти 95% всех объектов, подлежащих приватизации. На кон. 2001 гос. имуществ. комплекс Чел. обл. включал 990 орг-ций, находящихся в федеральной собственности. В собственности области как субъекта РФ находилось 265 орг-ций, в т. ч. 114 предпр. и 151 учреждение. Управлением гос. частью (долями) хоз. об-в, находящихся в собственности Чел. обл., занимался К-т по управлению гос. имуществом (в 2004 упразднен, его функции переданы Министерству промышленности и природных ресурсов). В 2007 Чел. обл. являлась участником (акционером) 28 хоз. об-в различных отраслей нар. х-ва. В зависимости от доли области в уставных капиталах хоз. об-ва разделены след. образом: 50—100% акций (долей) находится в собственности области — 14 об-в; 25—50% — 8 об-в; менее 25% — 6 об-в. Для участия в управлении гос. пакетами акций (долями) хоз. об-в создан ин-т представителей (в органах управления хоз. об-в работают 30 представителей области, в ревизионных комиссиях — 10). Мин-во пром-сти и природных ресурсов осуществляет системный учет гос. имущества, в т. ч. через формирование реестра гос. имущества. Регулярно проводится анализ финанс.-хоз. деят-сти АО, в уставном капитале к-рых имеются пакеты акций, принадлежащих Чел. обл.; по результатам анализа готовятся соответствующие предложения. Усиливается контроль за финанс. и хоз. деят-стью ГУП и гос. учреждений в рамках принятых обл. законов «Об имуществе, находящемся в государственной казне Челябинской области» (2002), «О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области» (2003), «Об аренде имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области» (2004) и др. В управлении гос. имуществом Прав-во Чел. обл. опирается на след. принципы; в условиях рыночной экономики в Г. с. должны находиться объекты, имеющие особое значение для обеспечения комплексной социальной безопасности, а также для сферы экон. и социальной инфраструктуры; предпр., находящиеся в обл. собственности, должны быть максимально рентабельными, за исключением тех, к-рые обеспечивают социальные потребности при отсутствии частной альтернативы; процесс передела собственности должен происходить исключительно в правовых рамках с учетом социальных факторов, особенно на градообразующих предпр.; убыточные предпр., находящиеся в сфере обл. Г. с., должны проходить поэтапную процедуру приватизации с сохранением профиля и социальных гарантий труд. коллективам; при приватизации гос. предпр., а также в процессе реструктуризации убыточных пр-в и создания новых АО в обл. собственности должны закрепляться блокирующие пакеты акций в качестве гарантий контроля за развитием социально-экон. ситуации на предпр. и терр. области; реализация гос. пакета акций (независимо от его размера) должна производиться на конкурсной основе с учетом интересов труд. коллектива и области, по ценам, значит.превышающим ликвидационную стоимость реализуемых фондов. В совр. условиях рацион. распоряжение гос. имуществом предполагает смену приоритета политики приватизации на приоритет повышения эффективности управления Г. с., макс. реализации возможностей получения дохода.