Художественная литература


Художественная литература, один из осн. видов искусства — искусство слова, особая словесно-образная форма общест. сознания и познания действительности. От др. видов лит-ры [лат. lit(t)eratura, букв.— «написанное», от lit(t)era — «буква»] — науч., справочной, публицистич., эпистолярной и др.— Х. л. отличает образный характер слова. Писатель выражает свои мысли, идеи, отношение к действительности посредством образов (образ — специфик, для иск-ва категория, форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов). Х. л. делится на 2 осн. типа (формы) — поэзию и прозу, а также на 3 рода — эпос, лирику и драму. Определ. части Х. л. обозначают понятия «беллетристика» (belles lettres; памятники повествоват. прозы), «словесность» (памятники б. ч. анонимной, долгое время передававшейся устно лит-ры). Термин «Х. л.» («изящная литература» — В. Г. Белинский) начал широко употребляться в 18 в., с распространением книгопечатания, к-рое сделало господствующей лит. (предназнач. для чтения) форму бытия иск-ва слова (ранее в силу, в частности, огранич. кол-ва рукописных книг иск-во слова существовало прежде всего в устной форме и понималось как искусное владение особым «поэтическим языком»). Зарождение регион. лит. процесса на Южном Урале относится к сер. 19 в.; его развитие шло под влиянием традиций общерос. и мир. культуры, а также фольклора местного населения — русских, башкир, татар и др. У истоков лит-ры Южного Урала находятся, в частности, и произв. крест. старообрядч. лит-ры, сформировавшейся на Урале к нач. 18 в. С Уралом связана жизнь и деят-сть мн. рос. писателей: С. Т. Аксакова, К. Д. Бальмонта, Н. Г. Гарина-Михайловского, П. И. Заякина-Уральского, Н. В. Казанцева, А. А. Кирпищиковой, Е. П. Ковалевского, И. Ф. Колотовкина, Н. А. Крашенинникова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. И. Попова, Ф. М. Решетникова, П. А. Словцова, П. П. Сумарокова, А. С. Погорелова (Сигова) и др. На Урале побывали В. В. Брусянин, В. И.Даль, П. И. Добротворский, В. А. Жуковский, Д. Л. Мордовцев, А. С. Пушкин, Н. В. Ремезов, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский, А. М. Федоров и др. Среди первых юж.-урал. литераторов были Т. С. Беляев — переводчик башк. нар. эпоса, П. М. Кудряшёв, произв. к-рого публиковались в «Отечественных записках», «Вестнике Европы», и др. В кон. 19 — нач. 20 вв. значительную роль в развитии лит. процесса на Южном Урале играли периодич. изд. социал-демократич. толка. Так, с газ. «Голос Приуралья» (гл. ред. были известные журналисты А. В. Весновский, П. М. Злоказов и др.), выходившей в Чел. с 1906, сотрудничали литераторы П. Н. Второв, А. Г. Туркин, В. Т. Юрезанский, екатеринб. писатель и журналист П. В. Мурашов и др. Газета печатала произв. М. Горького, В. Г. Короленко, А. И. Куприна. В ред. газ. «Златоустовский рабочий», выходившей с 1908 (первонач. «Красное знамя»), в разное время сотрудничали писатели и поэты: В. С. Василевский, М. Д. Голубых, В. Ф. Губарев, Н. А. Куштум, Ю. Н. Либединский, М. Ершова, С. Иванов, П. И. Петунии, Б. А Ручьёв, В. А Савин. В Троицке в 1908—17 издавалась общест.-лит. и экон. газ. «Степь». В 1912 в Чел. выходила общест.-лит. газ. «Челябинская неделя». Туркин выступил организатором выпуска первых рукописных журналов (в 1914—15 — «Школьный товарищ», в 1917 — «Зарницы») учащихся приходского и реального уч-щ. Первый рассказ Либединского «Лесные чары» был опубл. в печатном ж. «Первые шаги». В ж. «Приуральский большевик» (1918) печатались произв. Г. К. Никифорова, А С. Серафимовича. (См. Журналы.) С нач. 20 в. в Оренбургской и Уфимской губерниях издавались газеты и книги для тюркоязычных читателей. В Троицке с 1911 выходили казахский общест.-полит. и лит.-критич. ж. «Айкап», татаро-башк. сатирич. ж. «Акмулла». (См. Издания на национальных языках.) В 1917 первым предс. Челябинского Совета рабочих и солдатских деп. был избран писатель П. Н. Дорохов — один из создателей и ред. газ. «Союзная мысль». В 1918 в типографии «Деятель» вышел первый в Чел. поэт. сб.— «Утренник» М. Г. Чучелова. Летом 1919 в Чел. прошел 1-й лит. конкурс, в к-ром приняли участие 15 поэтов. В первые годы Советской власти в юж.-урал. Х. л., особенно в поэзии, осн. темами были классовая борьба, рев. героизм, величие труд. подвига народа; формами агитационной поэзии — стихи-лозунги, стихи-призывы. Популярным жанром стала «красная частушка». Формировалось понятие «коллективного творца литературы». Характерными чертами стиля и поэтики молодых рабочих авторов (А. Березин, Никифоров и др.) были публицистичность и декларативность. Значительное влияние на юж.-урал. поэтов оказало творчество Д. Бедного. В 1918—19 в Златоусте, Саткинском и Миасском заводах, Троицке, Чел. состоялись выставки и лекции Д. Д. Бурлюка. В. В. Маяковский был мало известен на Южном Урале, только после его приезда в Свердловск (1928) в чел. лит-ре появились отголоски футуризма. В 1920-е гг. на Южном Урале жили и работали известные писатели, отразившие в своих произв. реалии эпохи: Либединский («Неделя»), Л. Н. Сейфуллина («Правонарушители», «Перегной», «Виринея» и др.), В. П. Правдухин (пьесы «Новый учитель, или Трудовая артель», «Степанов клад», «Егоркина жизнь»; повесть «Школа на Маяке»). На Южном Урале получила развитие драматургия. Повесть Сейфуллиной «Виринея» была инсценирована Вахтанговским театром в Москве (1924), Пражским драм. театром (1927). На разных сценах шли пьесы Правдухина, П. М. Родионова («В когтях белых», «В дни революции), А. Л. Шатова («Последняя схватка», «Дважды два — пять»), А. И. Завалишина («Стройфронт»), С. Г. Кальметова («Шумит тихая поляна», «Друзья Нурии»). Лит. организации на Урале возникли позже, чем в центр. регионах страны. В марте 1920 на собр. чел. журналистов, поэтов, писателей был образован Союз сов. журналистов, поэтов, писателей, художников (под девизом «Организуйтесь в ряды красных певцов коммунистической жизни!»); не имея ясных целей и задач, он вскоре распался. По инициативе поэта И. В. Шувалова, прибывшего на Урал в качестве представителя лит. отдела (Лито) Наркомпроса и бюро по созыву съезда пролет. писателей, в Чел. на собр. работников культ.-просвет. орг-ций, РКП(б), РКСМ и профсоюзов (28 мая 1920) был организован Пролеткульт. Чл. ассоциации писателей создавали драм., художеств. студии; в этой работе активно участвовали Завалишин, Никифоров, Правдухин, Сейфуллина и др. Работа лит. студий строилась ступенчато: 1-я ступень — общеобразоват. программа, знакомство с культурой прошлого; 2-я — обучение приемам лит. творчества. Студийцы публиковали свои произв. в местных изд., центр. сборниках; выпускали газеты и журналы (устные и стенные); сотрудничали с театр. и муз. студиями Пролеткульта. Шувалов создал в Чел. агитбюро, к-рое проводило лит. вечера и диспуты. На 1-й Всерос. съезд пролет. писателей (Москва, 15 июля 1921) были делегированы Шувалов и Березин (псевд.; наст. фам. И. Рубановский). Творч. отчетом съезду стал вышедший в дек. 1921 лит.-художеств. сб. «Огниво»; в нем были опубл. произв. о рев-ции и Гражданской войне на Урале и в Сибири (поэма «Серый Патфиндер» Либединского, рассказ «Конец Федора Чупака» Правдухина). В 1923 при губерн. секции работников печати действовала чел. лит. ассоциация «Челита»; в марте 1923 вышел в свет ж. «Сдвиг». Позднее активисты ред. (поэты В. Ветров, Г. Вольный, А. Мориссон, Д. Попов; критики П. Ганский, Д. Кожевников, Э. Лесков и др.) составили ядро лит. ассоциации «Перевал» (1924). На Магнитострое центром лит. творчества первостроителей был «писательский барак». В Чел. в 1927 вышла первая лит. страница газ. «Челябинский рабочий» (18 дек.); была создана Челябинская ассоциация пролетарских писателей (ЧАПП), в к-рую входили Н. Ф. Бутров, В. Васин, Н. А. Глебов, Б. Д. Дробиз, С. Игошин, Е. Н. Копылов, В. Котельников, С. Мелехин, И. Петренко, С. И. Черепанов, Н. Чугунов, Л. Шелест и др. Чл. ЧАПП, Магнитогорской (МагАПП) и др. урал. ассоциаций пролет. писателей открыто выступали против линии РАПП в лит-ре. В 1932 рапповские организации в Чел. и Магнитогорске распались. На Всеурал. съезде писателей (Свердловск, июль 1934) присутствовали литераторы из Чел. и Магнитогорска: А. О. Авдеенко, М. С. Гроссман, С. Каркас, М. М. Люгарин, В. А. Макаров, Ручьев; высокую оценку получило творчество Ручьева и Авдеенко, к-рым присуждена Горьковская пр. В составе урал. делегации (12 чел.) на 1-м съезде сов. писателей (Москва, авг. 1934) были Авдеенко, А. Бондин, Губарев, А. Кореванова, Куштум, В. А. Макаров, Ручьев, Г. Тляш и др. В 1935 группа творч. молодежи создала в Чел. местную писательскую орг-цию (см. Союз писателей России). На всех крупных стройках и пром. предпр. Чел. обл., при ред. газет создавались лит. кружки и группы. Большие творч. группы сформировались на Тракторострое (см. Литературное объединение им. М. Д. Львова) и Магнитострое (см. «Буксир»), в Златоусте — при ред. газ. «Пролетарская мысль» (см. «Мартен»), Молодые писатели вели лит. страницы в заводских многотиражных газетах, публиковали свои произв. на лит. страницах обл. газет, выпускали коллективные сборники. (См. Литературные объединения.) В 1930-е гг. в Челябинской обл. работали мн. известные сов. (Б. Л. Горбатов, В. П. Катаев, А. Г. Малышкин, Н. Ф. Погодин, Я. В. Смеляков и др.) и заруб. писатели (Л. Арагон); в их произв. нашли отражение события периода индустриализации, запечатлены образы строителей и рабочих пром. новостроек. Моск. писатель Н. В. Богданов оказал помощь начинающим литераторам в подготовке первого коллективного сб-ка «Весна Магнитостроя» (1931). В 1932 под ред. Е. Д. Зозули и М. Е. Кольцова вышел спец. выпуск ж. «Огонек» — «“Огонек” на Магнитострое». (См. Челябинская область в художественной литературе.) С 1935 в Чел. начало работу книжное изд-во, получившее в 1936 статус обл. гос. (Челябгиз; см. Южно-Уральское книжное издательство). В 1937—40 им выпускался лит. альманах «Стихи и проза». На Урале в первые 10-летия Советской власти выходило множество журналов и альманахов («Товарищ Терентий», «Рост», «Штурм», «Колос», «Юный пролетарий Урала» и др.). На территории Челябинской обл. в разное время издавались лит. альманахи, журналы («Каменный пояс», «Маховик», «Рифей», «Уральские огоньки», «Уральский библиофил», «Юный Спартак» и др.), коллективные сб-ки: «Северный ветер», «Первые звенья» (1933 и 1935, лит. объединение ЧТЗ), «Горящие дни» (1932, златоуст. отделение Ассоциации пролет. писателей), «Искры золотые пионерского костра» (1962, в честь 40-летия Всесоюз. пионерской организации), «Поэты литбригады» (1969, лит. объединение «Буксир») и др. (см. Литературные альманахи и коллективные сборники.) В кон. 1930-х гг. ряд литераторов Чел. обл. подвергся репрессиям. В период Великой Отечественной войны ведущей в творчестве писателей стала воен. тема (Гольдберг, М. Д. Львов, К. Г. Мурзиди, Татьяничева и др.); выходил лит.-художеств. альманах «Во славу Отчизны» (1943); среди его авторов были: В. П. Бирюков, А. Я. Гольдберг, Л. В. Никулин, В. Стариков, Л. К. Татьяничева, В. Устинов. (См. Великая Отечественная война, разд. «Великая Отечественная война в творчестве южноуральских писателей».) В послевоен. 10-летия осн. творч. методом Х. л. оставался социалист. реализм; приоритетными темами — классовая борьба, труд. героизм первых 5-леток. Критич. отношение к социалист. реализму объединило молодых чел. авторов, преим. студентов, создавших тайное лит. об-во «Снежное вино» (1945). Среди прозаиков возобновился интерес к ист. проблематике, нар. культуре, жанру лит. сказа. Основоположником школы лит. сказа считается П. П. Бажов; в разное время к этому жанру обращались М. П. Аношкин, С. К. Власова, К). К. Гребеньков, М. К. Смердов, Ю. Г. Подкорытов, Черепанов и др. В 1950—60-е гг. активизировалась работа довоен. и вновь созданных лит.-творч. объединений («Акмулла», «Ильменит», «Степь», «Экспресс» и др.); в 1951 создано детское лит. объединение «Алые паруса», ставшее школой для мн. будущих писателей и поэтов. В окт. 1965 в Чел. состоялся семинар (рук.: М. Садри, Н. Давли, М. Каримов), посв. творчеству поэтов — чл. лит. объединения тат. и башк. писателей и поэтов им. М. Джалиля; после семинара подборки стих. чел. поэтов были опубл. в газ. «Советская Башкирия» и «Социалистическая Татария». В июне 1967 в Челябинской обл. прошла неделя башк. лит-ры, в к-рой участвовали известные башк. литераторы Т. Арслан, К. Даян, М. Карим, К. К. Киньябулатова, Н. Наджми, Г. Рамазанов. В первом коллективном сб. чл. татаро-башк. лит. объединения «Солнце на ладони» (1970) были напечатаны произв. Б. Батталова, Ф. Галиевой, С. Г. Гараевой, К. А. Мустафина, Р. Н. Шагалеева. Поэт, произв. Б. Ш. Рафикова публикуются с кон. 1960-х гг. на рус., тат., башк. яз. Лит. ситуация 1970—80-х гг. характеризовалась развитием прозы, поэзии и драматургии. Лит-ра рассматривалась как действ. средство социальных преобразований. Рук. лит. объединений (А. К. Белозерцев, А. Б. Павлов и др.) мн. внимания уделяли лит.-критич. деят-сти. Произв. юж.-урал. писателей публиковались в ж. «Наш современник», «Новый мир», «Октябрь», «Сибирские огни», «Смена», «Театр», «Урал», «Уральский следопыт» и др.; издавались в ГДР и КНР (Гроссман), Болгарии (Ручьев), Чехословакии, Польше, Франции, Югославии (Н. И. Година), в арабских странах; переводились на яз. народов СССР (башк., казахский, морд., тат., узбекский, укр. и др.). В Чел. с 1980-х гг. публиковалась башк., тат., грузинская поэзия в пер. поэта С. К. Борисова. В лит. объединениях шел активный поиск новаторских форм в иск-ве, в то же время сохранялись преемств. связи с отеч. лит. классикой, фольк. традициями. С 1978 при обл. писательской организации стал работать молодежный поэт. клуб «Светунец» (первый рук. Г. М. Суздалев). В 1980 в Чел. прошел 1-й обл. День поэзии, в к-ром приняло участие св. 30 авторов; из Москвы были приглашены Н. И. Тряпки» и Ю. П. Кузнецов. Творчеству юж.-урал. поэтов, в т. ч. произв. рабочей тематики, были присущи искренность, открытость, лирическая интонация. Расширялся жанрово-тематич. диапазон поэзии. Произв. в жанрах приключенч. лит-ры и фантастики публиковались в 1980—90 в сб-ках серии «Поиск». Событиями в драматургии 2-й пол. 20 в. стали пьесы: «Гордость», «Чрезвычайное происшествие» А. Л. Шатова; «Тайна булата», «Павел Аносов» Г. К. Даниленко; «Два часа перед вечностью», «Не гаси огня своего», «Драма с оркестром» Н. В. Верзакова и В. А. Черноземцева; «Отпусти синицу», «День был солнечный», «Последние углы» А. Ф. Бархоленко; «Ментуш», «Ущелье крылатых коней», «Отечество мы не меняем», «Алена Арзамасская», «Курчатов», «Иоанн Златоуст» К. В. Скворцова; «Тарабаев, ты хороший!», «Ресницы кальмара», «Травести» Е. Ю. Радченко. Под влиянием полит. и экон. преобразований в стране 1990-х гг. претерпела существ. изменения лит. среда в регионах, в т. ч. в Челябинской обл. Распалась система взаимодействия лит. объединений, СП и ЮУКИ. Гос. поддержка издания местных авторов свернулась до единичных проектов. В то же время возник ряд частных изд-в; большинство из них возглавили писатели. (См. Издательское дело.) Негативным последствием бурного развития издат. деят-сти стало снижение художеств. уровня нек-рых публикаций; часть книг выходила в авторской ред. В изменившихся условиях книгоиздания возникли затруднения с публикацией произв. признанных прозаиков: А. Дементьева, А. Н. Лозневого, С. К. Петрова, З. Е. Прокопьевой, Г. Н. Скобликова, П. М. Смычагина и др. Мн. лит. объединения распались. Однако были и расширившие свою деят-сть. Так, объединение им. Львова (рук. Е. Г. Ховив), сохраняя старые традиции, акцентировало внимание и на детском творчестве. В нач. 1990-х гг. при ДК ЧТЗ возник молодежный клуб «Культурный бульон» (В. Тиглев); в 1996 вышел поэт, сб. 4 его чл. «Среда». В 1997 значительная часть чл. клуба перешла в молодежную литературную мастерскую (рук. Н. А. Ягодинцева). При изд-ве «Околица» работало лит. объединение «Вече», при ЧОУНБ — лит. объединение ветеранов войны и труда «Вечный огонь» (рук. Ю. Ф. Адрианов). В 1994 при Чел. фонде культуры образован профес. писательский клуб «Третий четверг». Неск. новых лит. объединений возникло в Златоусте: «Амариллис», «Исток», «Киалим». Раскол СП в Москве затронул и юж.-урал. писателей: небольшая группа вышла из состава Чел. писательской организации и присоединилась к Союзу российских писателей. Были образованы также отделения Союза литераторов РФ и Российского межрегионального союза писателей Северо-Запада. Лит. панорама сер. 1990-х гг. включала в себя творчество старой («металлургической») школы, «шестидесятников», тяготевших к классич. поэт. традиции (лит. объединение «Экспресс»). Традиции рус. лирич. школы продолжились и в творчестве К. М. Макарова. Среди молодых прозаиков выделялись В. В. Курносенко, Т. А. Набатникова, В. Д. Петров, С. А. Поляков, Т. Э. Тайганова, О. А. Хандусь, публиковавшиеся в регион. и рос. лит. изд., фантаст И. К. Андрощук. Разрушалась прежняя система критериев, жанров в Х. л. Появились произв. с новыми для регион. культ. среды идейно-художеств. подходами и интонациями (проза В. И. Окунева, авангардистские стихи А. Александрова, филос. работы А. Ф. Арендаря, эссе и пер. Н. Ф. Болдырева). В Х. л. 1990-х проявились постмодернистские тенденции с характерным приоритетом цитат и иронич. переосмыслением цитируемого мат-ла. В то же время обострилось внимание к традиционным духовным ценностям: Р. А. Дышаленкова обратилась к проблемам истории религий и культур, Л. В. Кулешова — к правосл. поэзии. Новые поэт. интонации характерны для творчества И. В. Варламова, М. Гольденберг, Ю. Г. Зыкова, В. Н. Киселёвой, Д. В. Кондрашова, Носкова, А. Б. Павлова, Н. Б. Рубинской, В. А. Суслова, С. Л. Семянникова, К). В. Тоскалёва, О. Г. Щурова, Ягодинцевой, Н. В. Якшина и др. Значит. обогатились жанровый состав и тематика детской литературы и лит-ры для юношества. Познават. ценностью и воспитат. воздействием отличаются произв. И. Н. Банникова, Р. Ш. Валеева, Годины, Горской, Львова, Мустафина, К. С. Рубинского, Ручьева, В. В. Сорокина, Скворцова, М. С. Фонотова, М. Ф. Шанбатуева; Н. С. Шибанова, К. А. Шишова и др. О новом качестве лит. процесса в Челябинской обл. на рубеже 20—21 вв. свидетельствуют появление ряда изд-в [«Версия» (см. «Издательство Татьяны Лурье»), «Лад» (К. М. Макаров), «Околица» (В. Н. Носков), «Урал Л. Т. Д»» (см. «Аркаим»), «Форумиздат» (В. И. Харьковский), «Фрегат» (А. В. Кожейкин) и др.], в т. ч. выпускающих книги местных авторов («Автограф», «Библиотека А. Миллера», «Издательский дом Олега Синицына», «Цицеро» и др.); активизация выпуска произв. Х. л., литературоведч., уч. и др. книг. Так, А. А. Петрушкин реализовал проект издания серии «24 страницы современной классики», включающей произв. Ю. Невзорова, Д. Одиноких (Кыштым), М. Хаген и др. (2000— 02); вышли в свет книга англ. поэзии в пер. Ю. В. Брызгалова (2004), 2 вып. альманаха «Старица», содержащего произв. урал. авторов 1-й пол. 20 в. (2006); «Словарь поэтических образов» В. Б. Феркеля (2002), составл. Феркелем биографич. словари персонажей романов В. Я. Шишкова (1998), Л. Н. Толстого (2006), М. А. Булгакова (2006), поэт. образов 18—19 вв. (2006); «Поэтика» Ягодинцевой (2003—08). Содержат. обзор регион. лит-ры представлен в 3-томной хрестоматии для школьников «Литература России. Южный Урал» (изд-во «Взгляд»; 2000—04). В Челябинской обл. литературоведение развивалось по 2 осн. направлениям: формирование вузовских науч. школ и поисково-исследоват. работа писателей, журналистов, краеведов. Рецензии на новые книги публиковались в юж.-урал. периодике с нач. 20 в. Одно из первых литературоведч. исслед. на Южном Урале — историко-критич. обзор «О литературных объединениях в Челябинске с 1919 по 1926 г.» Н. Ф. Бутрова (1927). В 1950-е гг. благодаря развитию библиотечного краеведения в Челябинской обл. приобрело орг. характер литературное краеведение. В 1968 при Чел. обл. отделении СП была создана секция литературной критики, чл. к-рой стали писатели, преподаватели вузов и школ, сотрудники библиотек. С 1973 проводятся Бирюковские чтения; по мат-лам докладов издаются науч. сборники. Значительный вклад в развитие литературоведения, лит. критики, лит. краеведения и фольклористики внесли преподаватели и ученые: Е. Р. Арензон, М. И. Бент, Л. И. Будникова, А. П. Власкин, Л. П. Гальцева, В. Е. Гусев, Э. С. Дергачёва, Т. А. Екимова, М. В. Загидуллина, В. В. Заманская, Л. А. Заманский, В. П. Раков, А. Т. Кирсанов, Г. С. Кошелева, А. И. Лазарев, Т. Н. Маркова, Л. И. Миночкина, Н. М. Михайловская, В. А. Михнюкевич, Л. С. Перчик, О. С. Прокофьева, В. П. Рожков, С. Л. Слободнюк, И. М. Удлер, Л. Ш. Шепелева и др.; писатели и поэты: Д. В. Бавильский, Бирюков, Болдырев, А. А. Бухарин, Валеев, А. Л. Казаков, Н. Г. Кондратковская, А. А. Шмаков, Шишов, Ягодинцева и др.; библиограф Е. М. Дорошенко, журналист О. Г. Вилинский и др. В нач. 1990-х гг. в Чел. начали выходить лит. газ. «Общее дело» и «Уральская новь» (с 1998 лит. журнал). Издавался ж. «Шанс» (перерегистрир. затем как «Имидж»); в 1990— 92 — ж. «Остров» (ред. Болдырев и А. Лобашев), где публиковались соч. местных авторов и произв. заруб. лит-ры, перевед. челябинцами. В 1992 вышел единств. выпуск изд. «Форум. Свободный альманах» (ред. Окунев), представивший произв. 28 чел. авторов. В Магнитогорске в 1996 осн. лит.-художеств. регион. ж. «Берег А». В 1992—95 в Чел. издавался альманах «Мечел» (ред. О. Н. Синицын), в 1996 — детский ж. «Тропинка», в 1999—2000 — альманах «Грани» (Кыштым). В 1999 вышел регион. выпуск ж. «Аврора» (опубл. произв. 12 авторов в разных жанрах); в 2000—07 — 5 номеров возрожд. альманаха «Южный Урал», в 2002— 03 — альманах «Новый ковчег» (ред. и составители: А. В. Афонин, О. Н. Павлов), в 2003— 04 — 6 номеров альманаха «Филькина грамота». В 1989 по инициативе В. Г. Глыбовского и краеведа А. В. Козлова быв. ж. «Маховик» был возрожден как лит.-краеведч. альманах. В 1990-е гг. в газ. «Вечерний Челябинск» ежемесячно выходили критич. обзоры лит. новинок: «Литературная среда» Ягодинцевой, «Пятый угол» Бавильского (1994—98); эту традицию впоследствии поддержал обл. еженедельник «Лидер». В кон. 1990-х гг. начал издаваться ж. «Автограф. Челябинск-Арт», посв. общекульт. и литературоведч. тематике. В 2007 Чел. орг-ция СПР выпустила 2 номера новой газ. «Творческий союз» (ред. О. Н. Павлов, В. Н. Курбатов). Издаются книжные серии: «100 новых стихотворений» (с 1999, изд-во «Фрегат»), «Академическая муза» (с 2004, ЧГАКИ). Поэт В. О. Кальпиди выступил ред. и составителем «Антологии уральской поэзии» (1-й т.— 1996, 2-й — 2003), «Антологии уральской прозы» (1997). К юбилею области Чел. отделение СПР выпустило 2-томник стихов и прозы юж.-урал. литераторов «Область вдохновения» (2003), включивший лучшие произв. 1934— 2004. Вышли коллективные сб-ки: «Горький вкус снежного вина» (2002, составитель Черноземцев), «Знакомство» и «Знакомство продолжается» (2002, 2005; составитель Година) и др. С 2003 издается ж. «Новый век» (проект Годины, С. В. Коночкина, О. Л. Смирнова). В газетах Златоуста, Магнитогорска, Троицка и др. городов регулярно выходят лит. страницы с произв. местных авторов. Общест. объединение «Лилия» (рук. Смирнов) выпустило антологии «Лилия» (стихотворные и прозаич. произв. св. 130 авторов из различных регионов России), лит.-художеств. альманах «От Певы до Урала»; в серии «Библиотека “Лилии”» — св. 150 книг. За издание ж. «Единая семья» (к 100-летию С. А. Есенина) Смирнов награжден почет. мед. (С.-Петербург). Лит. объединения работают в Магнитогорске (им. Ручьева и «Магнит»), Златоусте («Мартен»), Троицке («Степь»), Миассе («Ильменит»). Более 20 лет существует клуб любителей поэзии в Бакале, созданы подобные клубы в Аше, Бакале, Сатке и др. городах. Возрождена деят-сть обл. поэт. клуба «Светунец» (рук. О. Н. Павлов), лит. объединений в Кыштыме, Каслях и Южноуральске («Лира»). Во мн. библиотеках Чел. обл. работают лит. гостиные; в школах и вузах — лит. студии: «Логос» (ЧГПУ), «Тропинка» («Взлетная полоса»; ЧГАКИ), «Парнас» (ЮУрГУ), «Город золотой» (МОУ СОШ № 80 Чел., рук. А. М. Кипнис), «Апельсин» (МОУ СОШ № 26 Чел., Ягодинцева) и др. 6 МОУ СОШ № 15 Чел. открыт лит. музей «Кораблик» (основатель — поэтесса А. Б. Горская). Обл. юнош. б-ка создала на своем сайте виртуальную выставку «Молодая литература Урала» (автор проекта Н. Ю. Матвеева). Орг-ция СПР проводит регулярные лит. встречи и семинары в городах области. В Чел. лит.-художеств. фонд «Антология», орг. группой молодых литераторов (координатор Петрушкин), выпускает газ. «Транзит-Урал», с 2003 проводит ежегодный фестиваль новой урал. лит-ры. В 2007 состоялся 1-й регион. фестиваль лит. объединений «Глубина». В Магнитогорске при содействии Моск. академии поэзии и ММК состоялся 1-й Всемирный поэт. форум (март 2002). Чел. лит. мастерская выступила организатором ежегодного молодежного конкурса «Стилисты добра» (1998—2005) с номинациями «Проза», «Поэзия» и «Литература для детей». В Коркино при содействии Обл. центра народного творчества с 2000 проводится ежегодный фестиваль «Уральская лира». В рамках обл. конкурса на лучшие изд., организуемого с 2002 ЧОУНБ, номинируются и публикации произв. Х. л. В 2007 совм. с губернатором Ямала объявлен лит. конкурс «Урал промышленный, Урал полярный». В области проходят фестивали и конкурсы юных поэтов и писателей «Серебряное перышко», «XXI облако» и др. Писатели и поэты Чел. обл. принимают участие во всерос. и регион. лит. конкурсах. Лауреатом лит. конкурса им. Л. Н. Толстого (Москва) в номинации «Авторы, пишущие для детей» стала Н. В. Пикулева, дипломантом — Н. П. Шилов; лауреатами Всеурал. лит. пр. им. П. П. Бажова (Екатеринбург) — Година, Ю. Ф. Седов, Ягодинцева; пр. им. Мамина-Сибиряка — Валеев, Година, Дышаленкова, Шишов. (См. также: Литературная премия ЧТЗ; Литературный конкурс им. К. М. Нефедьева; Премия им. Иоанна Златоуста; Премия им. М. М. Клайна.) Ныне восстанавливаются утрач. в нач. 1990-х гг. творч. связи с лит. общественностью страны. Литераторы Чел. обл. активно участвуют в деят-сти Ассоциации писателей Урала. Расширение лит. среды за счет развития детского и молодежного творчества, издат. дела способствует росту значимости Х. л. как фактора формирования личности и составляющей общекульт. процесса. (См. также Самодеятельное художественное творчество, разд. «Самодеятельное литературное творчество».)