Судебная канцелярия


Судебная канцелярия, штат гос. служащих, обеспечивавший делопроизводств. часть в суде (до 1917). Числ. состав С. к. определялся реальными потребностями учреждений, работа сверхштатных сотрудников оплачивалась из установл. суммы бюджетных средств. Делопроизводители утверждались, увольнялись и перемещались губерн. правлением. Предпочтение при отборе кадров для низшего уровня гражд. службы отдавалось потомств. канцелярским служащим, для к-рых работа в государственные учреждениях была сословной обязанностью. При Чел. расправе в сент. 1781 числилось 7 канцелярских служащих (включая секр. и переводчика), в 1784 в Чел. 1-й расправе — 9, во 2-й — 8; при Чел. уездном суде в 1804 — 11, в 1828 — 14. В февр. 1786 в Чел. насчитывалось 9 семейных дворов приказнослужителей. В штате (1782) канцелярии Чел. 2-й расправы встречаются имена 4 Иконниковых, в штате (1789) служащих расправы — 3 Шешминцевых. Штат канцелярии городового магистрата, укомплект. в 18 в. представителями гор. об-ва, с момента открытия учреждения содержался на поступления гор. доходов. Объем выплат зависел от числ. поступавших дел и штатных потребностей. Увеличение жалованья чиновникам гор. судов производилось по решению дум. Из суммы, собранной с торг. лавок, чел. купцов и мещан «по капиталам, промыслам и состоянию», на содержание канцелярии магистрата в сент. 1789 было выделено 780 руб., из них 200 руб. полагалось секр., 80 — канцеляристу, по 60 — подканцеляристам, по 40 — копиистам, 120 — на общие канцелярские расходы. Однако выплаты производились нерегулярно, служащие нуждались в самом необходимом. Пост. думы от 21 июля 1806 сумма содержания Чел. магистрата сравнялась с отчислениями на жалованье служителям уездного суда. По примеру Уфим. магистрата, расходы на к-рый периодически повышались по инициативе деп. городской думы, чел. канцелярские служащие запрашивали в местной думе ден. прибавки «сверх обыкновенной дачи». В 1826 из гор. доходов суд. чиновникам полагалось 1355 руб., в 1830 — 1520. В 1864, незадолго до закрытия Чел. магистрата, жалованье секр. составляло 171 руб. 42,5 коп. серебром, протоколиста — 62 руб. 85,5 коп., столоначальников — 48 руб. 42,5 коп., писцов — 31 руб. 42,5 коп. (что соответствовало окладам служащих окружного суда); на канцелярские расходы, содержание сторожа и рассыльных выделялось 50 руб. По штатному расписанию С. к. наиб. важной после секр. являлась должность протоколиста, далее — зав. архивом и повытчиков уголовных, следств., судных, долговых и пр. дел, затем — регистратора, «приходорасходчика» и переводчика тюркоязычной документации (1 для всех местных учреждений), за ними — ниж. делопроизводителей (канцеляристов, подканцеляристов) и, наконец,— копиистов. В 1800 в Чел. магистрате кроме секр. числилось 6 писцов: 1-й являлся повытчиком судных и розыскных дел, 2-й занимался протоколами и регистрацией, 3-й находился «в казенном и разрядном повытье», вел учет ден. казны; 3 младших (в возрасте 16—21 лет) работали пом. В 1-й пол. 19 в. за секр. сохранялись осн. функции: составление (на основании собранных канцелярией документов) докладных записок с ясным изложением дела и соответствующих законов; оглашение текстов документов и словесные разъяснения судьям; напоминание участникам прений о действующих законоположениях. Предложения секр. при несогласии чл. суда вносились в журнал. В условиях деят-сти непрофес. судей важное значение имел опыт суд. работы секр.; так, чел. мещанин И. Д. Рышков исполнял должность секр. более 30 лет. Гл. обязанностью протоколиста было безукоризн. ведение суд. журнала или повседневной записки о деят-сти присутствия, куда вносились дата заседания, имена участвующих в собр. судей, содержание дела, причины разногласий и решение, затем — дата подписания протокола, позднее — дата исполнения суд. пост. С введением Суд. уставов 1864, изменивших порядок судопроизводства в пользу состязат. устной формы отправления правосудия, С. к. утратила ведущую роль в делопроизводстве.