Южно-Уральская железная дорога


Южно-Уральская железная дорога. комплексное трансп. предприятие, осуществляющее перевозку пассажиров и грузов, филиал ОАО «Российские железные дороги» (с 2003). Ж.-д. линии ЮУЖД пролегают по терр. Курганской, Оренб., Самарской, Свердловской, Чел. обл., республик Башкортостан и Казахстан. В состав дороги входят Карталинское, Курганское, Оренб., Петропавловское и Челябинское отделения. На ее терр. находятся старейшие участки ж.-д. сети, движение по к-рым было открыто в 1860—80-х гг.; в 1877 началась эксплуатация линии Оренбург — Самара, в 1892 завершено стр-во Самаро-Златоустовской железной дороги, в 1895 — железных дорог Чел.— Курган (продолженная затем до Петропавловска) и Челябинск — Екатеринбург. ЮУЖД образована в апр. 1934 (с адм. центром в Челябинске) в результате разделения Пермской железной дороги. В том же году при дорожном Доме техники создана дорожная науч.-техн. б-ка ЮУЖД (дир. В. И. Цемах) для осуществления информационно-библ. обслуживания работников ЮУЖД. В 1938 стала самостоят. учреждением. Были созданы филиалы на отделениях и предпр. дороги. На 1 янв. 2002 в сеть техн. б-к дороги входило 17 филиалов. Библиотека находилась в ведении главного инженера дороги. ЮУЖД развивалась как целостная орг-ция, к-рой руководил НКПС, позже преобразов. в МПС. С 1946 в структуре дороги действовало 8 отделений движения, паровозного х-ва и вагонных участков: Верхнеуфалейское, Златоуст., Карталинское, Курганское, Нязепетровское, Синарское (позднее переподчинено Свердловской ж. д.), Троицкое, Чел. Общая дл. путей составляла 2420 км. Производств.-материальная база ЮУЖД была неразвитой: 60% паровозов и вагонов выработало техн. ресурс, вес поезда не превышал 1200 т, ср. скорость движения составляла 22 км/ч. Для ремонта подвижного состава не хватало станочного оборудования. На половине путей были уложены рельсы легкого типа. Механизировалось только 2% всего объема погрузочно-разгрузочных работ. В предвоен. годы ЮУШД начала ускоренно развиваться. Пополнение локомотивного парка мощными паровозами (серий ИС, СО, ФД) стимулировало стр-во и рек-цию ж.-д. путей. От Чел. до Омска были уложены 2-е пути. Расширялись старые и строились новые депо, удлинялись станционные пути. В этот период вступили в строй линии: Карталы — Орск (см. Троицко-Орская железная дорога) и Карталы — Магнитогорск (1930), Свердловск — Курган (1933), Челябинск — Еманжелинская (1933), Чел.— Синарская и Карталы — Акмолинск (1940). Рек-ция позволила к 1940 в 2,4 раза увеличить грузооборот и в 2 раза — производительность труда железнодорожников. В эти годы на ЮУЖД развернулось социалист. соревнование за вождение тяжеловесных поездов на высоких скоростях. Инициатором выступил курганский машинист И. П. Блинов. Его почин подхватили чел. железнодорожники П. А. Агафонов, И. Т. Мартынов и др. Очередным этапом развития ЮУЖД стала ее рек-ция, выполн. в годы Великой Отечественной войны для беспрепятств. прохождения воен. эшелонов и поездов оборонного значения. Напр., были реконструированы мн. ж.-д. узлы и станции (Бердяуш, Златоуст. Магнитогорск, Чел. и др.), построены новые, в т. ч. Металлургическая, 8-й километр, Чел.-Южный. Чел. железнодорожники сформировали 22 паровозные колонны им. ГКО, построили 8 бронепоездов, неск. сан. поездов и 4 поезда-бани. Было организовано воен.-эксплуатационное отделение (ВЭО-5) из железнодорожников всех специальностей (2,5 тыс. чел.) и направлено под Ленинград. За годы войны 19 работников ЮУЖД стали Героями Советского Союза. В 1945 электрифицирован первый участок железной дороги Чел.— Смолино — Златоуст (187,5 км). В 1949 построена Южно-Уральская железная дорога малая. В 1961 завершена электрификация гл. хода ЮУЖД (в 2004 протяженность электрифицир. участков составила 2956,3 км). Происходило не только техн. развитие дороги, но и территориальное: к ЮУЖД были присоединены Петропавловское (1961) и Оренб. (1963) отделения. В 1965 построено новое здание Челябинского железнодорожного вокзала. В 1970-х гг. на ЮУЖД стала использоваться тепловозная тяга (на участках Чел.— Свердловск и Челябинск — Троицк — Карталы), реконструированы Курганский, Магнитогорский, Чел. и др. ж.-д. узлы; создан вычислит. центр (см. Информационно-вычислительный центр ЮУЖД). Проведена рек-ция локомотивных и вагонных депо в Златоусте, Карталах, Кургане, Чел. В 1971 ЮУЖД награждена орд. Октябрьской Революции. В 1980-х гг. начали эксплуатироваться электровозы нового поколения — мощные грузовые (ВЛ10, ВЛ80) и пас. (ЧС7). К этому времени 60% путей ЮУЖД было электрифицировано. На электрич. тяге выполнялось до 86% грузоперевозок. Тяжеловесные грузовые поезда ходили по линии Исилькуль — Челябинск — Кропачево. Для обеспечения обработки таких составов проведена рек-ция мн. станций (в частности, Кропачево) и усилены пути, что позволило повысить экономичность ж.-д. транспорта. Построены ст. Усть-Катав и Яхино; на базе мастерских по ремонту путевых машин образован опытный завод; возведены новые здания вокзалов на ст. Верхней Уфалей, Златоуст. Миасс, Мишкино. Впервые в практике железных дорог России началось вождение порожних составов с кол-вом вагонов до 100 ед. В нач. 1980-х гг. завершилось формирование совр. границ ЮУЖД. Осн. узловые станции: Бердяуш, Бузулук, Карталы, Курган, Магнитогорск, Оренбург, Орск, Петропавловск, Троицк, Чел. С 2001 в соответствии с концепцией структурного реформирования ж.-д. транспорта МПС России на ЮУЖД начались преобразования для совершенствования диспетчерского управления перевозками, увеличения пропускной способности магистрали. В 2001 завершилось стр-во (в рамках единой магистральной цифровой сети МПС) оптико-волоконных линий (ОВЛ) на участках Чел.— Кинель, Чел.— Нижняя, Челябинск — Кропачево, Чел.— Исилькуль, Карталы — Магнитогорск. Общая протяженность ОВЛ на ЮУЖД достигла 2745 км (1202 км на территории Чел. обл.). Введены в эксплуатацию цифровые радиорелейные линии на участках Чел.— Курган и Чел.— Карталы (520 км). С 2002 ряд ж.-д. служб стали самостоят. комплексами в структуре дороги. Программами реформирования и развития дороги определены гл. направления: создание подвижного состава нового поколения, перевооружение путевого комплекса, дальнейшая электрификация путей. В 2003 произведена рек-ция нечетной сортировочной горки ст. Чел.-Гл., позволившая пропускать через эту систему вдвое больше составов; в 2006 построен цех по сборке путевой решетки на ст. Чурилово. В 2000-х гг. грузовые составы формировались до 100 вагонов, пас.— до 24. При этом 91% перевозок выполнялся электровозами, в т. ч. самыми мощными в России — ВЛ85. Проведено удлинение приемо-отправочных путей на ст. Бердяуш, Вязовая, Златоуст. Курган, Миасс, Петропавловск, Сатка, Чел.-Южный, Шумиха, Яхино. Осуществляется рек-ция ж.-д. вокзалов на ст. Курган, Кыштым, Оренбург, Челябинск. Дорога оснащена совр. оборудованием электро- и энергоснабжения, системами телеуправления, автоматики и телемеханики. Высокий уровень обслуживания пассажиров обеспечен в фирм. поездах ЮУЖД: «Зауралье» (Курган — Москва), «Ильмень» (Чел,— Анапа), «Магнитка» (Магнитогорск — Москва), «Оренбуржье» (Оренбург — Москва), «Южный Урал» (Чел.— Москва); увеличивается кол-во вагонов повыш. комфортности. Организовано движение скоростных электропоездов (на участках Чел.-г Курган, Чел.— Миасс и др.). Ежегодно ЮУЖД перевозит более 70 млн т грузов и ок. 24 млн пассажиров. В составе дороги: дистанции пути (23), электроснабжения (11), сигнализации и связи (11), погрузочно-разгрузочных работ (7); локомотивные (9) и вагонные (8) депо; дирекции по обслуживанию пассажиров (6). В 2005 эксплуатационная длина путей ЮУЖД составляла 4807 км, балансовая стоимость имущества — 56,6 млрд руб., числ. сотрудников — 76,7 тыс. чел. ЮУЖД возглавляли: И. А. Князев (1934—36), А. В. Бодров (1936—38), Д. Д. Убий-Вовк (1938-39), Ф. Г. Коркин (1939-40), Л. П. Малькевич (1940—42, 1944—48), А. П. Молчанов (1942—43), Н. А. Гундобин (1943—44), А. А. Ямович (1948—51), Р. А. Тышков (1951—53), Д. М. Калабухов (1953—66), Г. В. Виноградов (1966—69), Ф. И. Шулешко (1969—72), В. Н. Гинько (1972-78), Г. В. Тарунин (1978—84), И. П. Воробьёв (1984—99), А. В. Целько (1999—2000), Ю. М. Дьяконов (2000-02), А. С. Левченко (2002—07). С 2007 нач. ЮУЖД В. И. Молдавер. (См. также: Депо станции Челябинск; Дирекция по ремонту пути; Дирекция по обслуживанию пассажиров; Дорожный комитет профсоюза ЮУЖД; Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги; Медицинский комплекс ЮУЖД; Управление Южно-Уральской железной дороги.)