Жилищно-Коммунальная реформа


Жилищно-коммунальная реформа, комплекс меропр., переустройство в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Необходимость реформирования ЖКХ в 1990-е гг. была вызвана мн. причинами: кризисным состоянием жил.-коммунального комплекса, его дотационностью и неудовлетворит. финанс. положением, высокой затратностью, отсутствием стимулов снижения издержек на пр-во жил.-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степ. износа осн. фондов, большими потерями энергии, воды и др. ресурсов. Программа Ж.-к. р. в Челябинской обл. была разработана в 1996. С принятием в 1997 концепции реформы ЖКХ программа была переработана, срок ее реализации определялся 2003. Аналогичные программы реформирования ЖКХ приняли все муниципальные образования области. В результате проведения намеч. меропр. созданы правовые и организационные основы обл. жил.-коммунальной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации. При губернаторе Чел. обл. была создана комиссия для координации деят-сти всех участников реформы ЖКХ, образованы к-т «Единый тарифный орган Челябинской области» и Гос. жил. инспекция Чел. обл., разработаны документы и рекомендации по переводу отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг на договорную основу. Определен порядок снижения платежей граждан за некачеств. услуги, а также предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг. Разработана нормативная база для перехода на конкурсный принцип отбора жил. рем.-эксплуатационных предпр., отвечающих за содержание и ремонт гос. и муниципальных жилых фондов; проведен мониторинг кредиторской и дебиторской задолженности предпр. ЖКХ (на нач. 2004 в Челябинской обл. дебиторская задолженность составляла 3,8 млрд, а кредиторская — 4 млрд руб.). К 2004 в области завершились первые 2 этапа реализации Ж.-к. р. Наиб. успешно она проведена в Южноуральске, Кыштыме и Трехгорном. В Магнитогорске создана единая служба заказчика для всех орг-ций ЖКХ в лице МУ «Жилкоммунсервис», приведена в порядок структура жил. орг-ций. С 2004 весь муниципальный жилой фонд Миасса переведен на обслуживание 12 частными предпр. ЖКХ (6 ЖЭКами и 6 субподрядными орг-циями, специализирующимися на вывозе мусора, обслуживании лифтов, локальных электросетей, а также водопровода и канализации). В Чел. четко разграничили службы заказчика и подрядчика, начали развивать систему предоставления гражданам субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива. За последние 6 лет было построено 3100 км газопроводов, газифицировано 125 тыс. квартир и домов, переведено на газ 262 котельных. Год. экономия от перевода котельных с мазута на природный газ составила 270 млн руб. Вместе с тем обл. ЖКХ, содержавшееся ранее в осн. за счет гос. дотаций, остается в сложном положении. Величина дотирования ЖКХ в 2003 составила 5,7 млрд руб., или половину затрат на жил.-коммунальные услуги. Содержание этого комплекса непосильно как для потребителей услуг, так и для бюджетной сферы. Гл. причиной, по к-рой не представляется возможным в короткие сроки завершить намеч. переход ЖКХ к бездотационному функционированию, является социально-экон. ситуация в стране; за последнее 10-летие эта жизненно важная отрасль централизованно практически не финансировалась. Сокращение бюджетного финансирования ЖКХ на местах привело к резкому ухудшению его состояния, увеличению износа осн. фондов до 60%, потерям на тепловых и водопроводных сетях, доходящим до 30%. В 2003 впервые за мн. годы обл. бюджет направил на модернизацию коммунального х-ва 400 млн руб. К нач. 2001 население оплачивало ок. 60% стоимости жил.-коммунальных услуг, а с учетом льгот и субсидий — существенно меньше (в отд. годы недофинансирование достигало 20% объема необходимых средств; проблему усугублял большой объем задолженности этой сфере, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней). Стабилизация положения в ЖКХ связывается гл. обр. с переходом на полн. оплату жил.-коммунальных услуг потребителями. Разработ. обл. программой стандарт стоимости предоставления жил.-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья определен с учетом конкретного набора услуг и включает в себя 3 составные части: содержание и текущий ремонт жил. фонда; капитальный ремонт; коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, вывоз мусора, газоснабжение, электроснабжение) с учетом ср. сложившихся норм потребления, а также ср. сложившейся по городам и районам области предельной стоимости предоставления услуг. Согласно федеральным стандартам жит. Чел. обл. с сент. 2003 перешли на 90%-ю оплату коммунальных услуг. Выход на 100%-ю оплату с учетом уровня ден. доходов населения и мер социальной защиты малоимущих категорий граждан предполагается осуществить к 2008. Те граждане, у к-рых оплата жилья и коммунальных услуг превышает максимально допустимую долю расходов на эти цели в совокупном доходе семьи (в 2004 — 22%), имеют право на получение субсидий на квартплату (в пределах социальной нормы жилплощади и нормативов потребления коммунальных услуг, все излишки оплачиваются по полн. ставкам; см. табл.). В 2003 южноуральцам было предоставлено субсидий в 2,5 раза больше, чем в 2002; в Верхнеуральском районе субсидии получал каждый 3-й житель, в Нагайбак.— каждый 2-й. С введением субсидирования уровень оплаты населением жил.-коммунальных услуг возрос с 60 до 92,5%, при этом на собираемость платежей сильно влияет качество предоставляемых услуг. Предусмотрена система штрафов за невыполнение условий договора найма жилья. В соответствии с дополнениями, внес. 6 мая 2003 в федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики», наниматель и его семья по решению суда могут быть выселены в иное помещение (по нормам площади общежития — 6 м2 на 1 чел.), если долг по договору социального найма превышает 6 мес. Внес. в закон поправки сохранили самостоятельность регион. властей, их право устанавливать местные стандарты по оплате жилья и коммунальных услуг. Представительные органы местного самоуправления наделены правом утверждать цены на содержание и ремонт жилья, стоимость найма жилья, а также цены и тарифы на коммунальные услуги. Пересмотр или изменение цен могут осуществляться не чаще 1 раза в год. Единства в тарифах и нормах на территории области нет. Цены зависят от мн. факторов, в частности от применяемых технологий пр-ва и поставок тепла и подачи воды. Напр., еманжелинцы в 2004 за содержание и ремонт 1 м2 жилья платили 2,5 руб., а саткинцы — почти в 3 раза больше; челябинцы перечисляли за эксплуатацию лифта 17 руб., миассцы — 60 руб.; в Магнитогорске плата за отопление начислялась из расчета 4 руб. 30 коп. за 1 м2, в Верхнеуральском районе — 28 руб. 65 коп. Тарифы на воду и отопление различаются по городам и районам области в 7—8 раз, причем на селе они, как правило, превышают гор. К тому же на стоимость жил.-коммунальных услуг, в т. ч. и для населения, напрямую влияет ценообразование в естеств. монополиях. Ж.-к. р. затронула не только вопросы демонополизации жил.-коммунального комплекса и развития конкурентной среды, но и проблемы энергосбережения (внедрение приборов учета, совершенствование систем тарифов, аудит), создания объединений собственников жилья (товариществ, кондоминиумов), гос. регулирования и контроля и т. д. В области действуют 85 альтернативных предпр. по оказанию коммунальных услуг. Принята и действует концепция реформирования и модернизации жил.-коммунального комплекса Чел. обл. до 2010, направл. на повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения; привлечение инвестиций в жил.-коммунальную отрасль; улучшение качества услуг с одноврем. снижением затрат, адресной социальной защитой населения.