Памятники истории и культуры


Памятники истории и культуры, в широком значении — объекты, составляющие часть историко-культурного наследия Чел. обл., в узком — произведения иск-ва, созданные для увековечения памяти о людях и событиях. К П. и. и к. относятся объекты недвижимого имущества со связ. с ними произв. живописи, скульптуры, декоративно-прикладного иск-ва, объектами науки и техники и др. предметами материальной культуры, возникшие в ходе ист. развития и представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, градостроительства, иск-ва, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры. П. и. и к. могут представлять собой недвижимые объекты и предметы, способные быть музейными экспонатами; по типологич. признакам условно подразделяются на группы: 1) археологические памятники (на территории Чел. обл.— ок. 3 тыс. объектов, среди к-рых археол. комплекс Аркаим, древнейшая стоянка Богдановка, археол.-архит. комплекс Кесене, курганный могильник Путиловская Заимка и мн. др.; см.: Археологические исследования; Мониторинг археологических памятников); 2) памятники архитектуры; 3) памятники истории, в т. ч. памятники-реалии; 4) памятники монумент. иск-ва; 5) памятники письменности, обладающие историко-познават. или историко-художеств. ценностью (напр., памятники письменности тюркских народов). Прототипами памятников являлись древние погребальные сооружения, имевшие культовый характер,— менгиры, курганы и т. д., позднее — гробницы, надгробия. Мемориальные захоронения существуют и поныне; статус памятника имеет старинное кладбище в Каслях (см. Каслинский мемориальный комплекс). П. и. и к.— одно из средств пропаганды идей господствующего общест.-полит. строя, наглядной агитации, патриотич. воспитания населения. Так, идейная направленность монумент. пропаганды в Российской Империи определялась лозунгом «За веру, царя и Отечество». Ряд памятников, в т. ч. на Южном Урале, был посв. воинской доблести (напр., см.: Оренбургское казачье войско: воинская служба, раздел «Памятники казакам ОКВ»; Русско-японская война, раздел «Памятники и произведения искусства, посвященные русско-японской войне»). Начало сов. периоду в развитии монумент. иск-ва было положено декретом СНК от 12 апр. 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции» («О памятниках республики»). Монумент. пропаганда призвана была символически воплотить и увековечить идеи коммунист. стр-ва, образы борцов за Советская власть (1920—40-е гг.); по окончании Великой Отечественной войны — подвиг народа, одержавшего победу над фашизмом, образы героев фронта и тыла, а также выдающихся деятелей науки, пр-ва, культуры и типичные образы т. н. простых тружеников. В постсов. период изменились роль, задачи и содержание монумент. пропаганды: художеств. воплощение получили новые идеи, темы, образы. Так, в 1990-х гг. стали появляться памятники погибшим в период массовых полит. репрессий (напр., см. Золотая гора), участникам локальных войн и воен. конфликтов. При установке памятников традиционно играют роль их размещение (как правило, рассчит. на обозрение значит. числом людей), организация окружающего пространства. На территории области охраной П. и. и к. занимаются Чел. обл. отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Гос. научно-производственный центр по охране исторического и культурного наследия Челябинской области, Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, науч. общественность. В Челябинской обл. на гос. учете находится 1910 объектов; 649 состоят на гос. охране и включены в Гос. реестр объектов культ. наследия, среди них 19 объектов — П. и. и к. федерального значения, остальные — обл. (местного); 184 памятника архитектуры, 158 — истории, 74 — монумент. иск-ва, 233 — археологии. На гос. учете состоят также располож. на территории области объекты (1261), представляющие ист., художеств., науч. или иную ценность. В отдельных случаях объект представляет собой комплексный природно-археол. и геолого-геоморфологич. памятник, напр. пещера Игнатиевская (см. также Игнатиевская пещера), памятник природы, истории и культуры «Пороги». Мемориальный характер имеют места памятных ист. событий (см. Пугачёвские места).

 

Памятники архитектуры Челябинской области. На гос. охране состоит 10 памятников архитектуры федерального значения и 174 — местного; гос. охране подлежат 477 выявл. объектов архит. наследия. В зоне архит. памятников должна быть запрещена хоз. деят-сть, угрожающая их существованию. Статус ист. насел. мест имеют 9 городов Челябинской обл.: Верхнеуральск, Златоуст. Касли, Кыштым, Магнитогорск, Миасс, Миньяр, Троицк и Чел. (см. Исторические города). Наибольшее кол-во памятников архитектуры сосредоточено в бывших уездных центрах: Верхнеуральске, Златоусте, Троицке и Чел., а также в Кыштыме, являвшемся центром Кыштымского горного округа. В этих городах (за исключением Чел.) сохранились целые градостроит. ансамбли 19 в. К числу наиб. известных относятся памятники архитектуры федерального значения: ансамбль заводской площади в Златоусте (18—19 вв.; см. Площадь 3-го Интернационала), Каслинский заводской госпиталь (1840), усадьба Демидовых — Расторгуевых в Кыштыме (18—19 вв.; см. «Белый дом»); торговые ряды (1866), гостиница Г. А. Башкирова (1907), пассаж Яушевых (1910), Яушевых дача (1900) и ансамбль собора в честь Святой Троицы (1754; др. назв. Уйский) в Троицке; пассаж Яушевых (1912 г.) и Нар. дом (1903; см. Народные дома) в Чел. Типология памятников архитектуры Чел. обл. включает здания и сооружения воен. (оборонного), гражд. (общест.: культовые, торг., уч. и т. д.; жилые) и пром. назначения. Из объектов оборонного зодчества сохранились Наследницкая крепость (Брединский район) и Николаевская крепость (Варненский район), построенные в 1835—40-е гг. как форпосты Российской Империи на юго-вост. границах (в настоящее время они вновь стали пограничными).

Памятники — здания общественного назначения. Особую группу общест. зданий составляют торг. (пассажи, магазины, торг. ряды, склады, лавки). По значимости и сохранности выделяются построенные в стилистике модерна или эклектики 2-этажные пассажи бр. Яушевых в Троицке (1910) и Чел. (1912 г.), магазин купца М. Ф. Валеева в Чел. (1910-е гг.), магазин купца В. Е. Гогина, магазин купца Г. А. Устинова, магазин Мансурова — все в Верхнеуральске (кон. 19 — нач. 20 вв.). Гостиница Г. А. Башкирова (Троицк) — единств. гостиничная постройка нач. 20 в. на территории современной Челябинской обл. Нар. дома в Чел., Верхнеуральске и Кыштыме (все — нач. 20 в.) — первые здания культ.-массового и театр. назначения. В нач. 20 в. сооружались монумент. здания тюрем в Златоусте, Чел. (см. Тюрьма пересыльная), Верхнеуральске; особенно интересна своей историей и архитектурой Верхнеуральская тюрьма. Среди архит. памятников — 1-этажные здания земских школ (см. Земства), выстроенные в нач. 20 в. из кр. кирпича в стилистике модерна (в Каслях, Троицке, Чел., в с. Губернском — 2-этажное) и др.; постройки кон. 19 — нач. 20 вв.: реальные училища в Верхнеуральске, Чел. и др. городах; ремесл. школа в Миассе (см. Низшие ремесленные школы), дома благородного собр. (Златоуст), офицерский каз. клуб (Верхнеуральск), Красные казармы (Челябинск) и воен. казармы (Миасс), к/т в Чел. («Знамя») и Троицке (кинотеатр им. 30-летия ВЛКСМ), здания банков (Верхнеуральск, Троицк), гор. управ и аптек.

Памятники культовой архитектуры. В категории общест. зданий — П. и. и к. больше всего культовых: в области их сохранилось более 120, из них 59 находится на гос. охране, 27 — выявд. объекты культ. наследия; 79 правосл. храмов, 5 мечетей, 2 синагоги. Для храмов сер. 18 — нач. 19 вв. характерны корабельный план, величеств. силуэт, выдерж. в строгих пропорциях фасады, декор с элементами стиля барокко. В 19 в. церк. архит. практика опережала светскую. В 1830—40-е гг. имп. Николай I предложил использовать в качестве образцов проекты храмов арх. К. А. Тона. Альбомы чертежей рассылались по всем рос. епархиям. Прообразом соборных храмов стала архитектура Моск. царства 16—18 вв., эталоном — 5-главый крестово-купольный храм. Однако образец никогда не копировался точно. В 1-й пол. 19 в. в городах-заводах Южного Урала возводились неповторимые по красоте церкви. Среди них отд. группу составляют ротондовые церкви (строились очень редко), гл. храмовая часть к-рых круглая в плане (в виде ротонды). До наст. времени сохранились 2 таких церкви: в Миньяре — церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1819), в с. Илек Ашинского района — церковь в честь Сретения Господня (1828), возвед. по проекту моск. арх. Малютина (школа арх. М. Ф. Казакова) на средства владелицы Симских горных заводов И. И. Бекетовой. Часто храмы строились в 2 этажа (зимой отапливался только ниж.): церковь во имя Св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Катав-Ивановск), церковь в честь Рождества Христова (Кыштым), церковь в честь Вознесения Господня (Касли, 1855, арх. Э.-Х. Сарториус). Первым и самым большим собором, построенным в 1-й пол. 19 в. на территории современной Челябинской обл. по проекту арх. Ф. А. Тележникова, был Собор в честь Святой Троицы в Златоусте (1840; разрушен в 1934), вторым — церковь в с. Бродокалмак (разрушена в 1930-е гг.). Иногда рядом с храмом строилась небольшая церковь, отапливаемая в зимнее время. Вместе с кам. оградой, воротами и домиком причта храмы составляли архит. ансамбль [церковь в честь Вознесения Господня в Каслях, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1812) в с. Б. Куяш Кунашак. р-на]. Самое большое кол-во церквей, построенных в сер. 19 в. (чаще всего взамен обветшалых дерев.), расположено на территории совр. Красноарм. (сс. Алабуга, Беликуль, Кирды, Нижнепетропавловское, Попово, Сугояк, Феклино) и Касл. (Булзи, Воскресенское, Клеопино, Ларино, Огнево, 2 — в г. Касли) р-нов; 6 — в Троицке, 4 — в Кыштыме. Мн. старинные храмы снесены в советский период (как в с. Бродокалмак — в 1930-е гг.) или находятся ныне в полуразруш. состоянии (в сс. Багаряк, Беликуль, Ларино, Огнево, Попово и др.). Из дерев. церквей 19 в. до настоящего времени сохранились: церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1895) в с. Варшавка Карталинского района, церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (кон. 19 — нач. 20 вв.) в с. Тюлюк Катав-Ивановcкого района, частично — церковь во имя св. Дионисия (кон. 19 в.) в с. Муратовка Ашинского района. Церковь во имя Св. апостолов Петра и Павла (1876) в с. Подгорном Троицкого района сгорела в 2003. Среди первых кам. правосл. храмов — собор в честь Рождества Христова в Чел. (1767; снесен в 1932). Из соборов сохранился всего один — Уйский (Свято-Троицкий) в Троицке. Самая старая на территории области церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов (1770) в Кыштыме. Из культовых зданий др. конфессий сохранились 2 мечети в Троицке, в т. ч. мечеть Гатауллы-муллы (1863), и по 1 — в Чел. (Ак-мечеть, 1899) и Миассе; синагога в Чел. и синагога в Троицке. Все эти здания представляют собой интересные образцы регион. архитектуры. (См. Храмовая архитектура.)

Дома и усадьбы. Второе по числ. место после культовых зданий занимают жилые дома, особняки и усадьбы (49). Самый значит. усадебный комплекс — «Белый дом» (Кыштым) — составная часть центр. градостроит. ансамбля «города-завода» (горнозаводского поселения), единств. на территории области постройка дворцового типа с анфиладной схемой планировки. В Челябинской обл. сохранилось неск. усадебных комплексов: особняк Е. М. Симонова в Миассе; купеч. усадьбы Гогина (см. Дома золотопромышленника В. Е. Гогина), Мансурова, Устинова в Верхнеуральске; Осипова, Душевых и др.— в Троицке; усадьбы немецких мастеров в Златоусте; старообрядцев — в Кыштыме; рыбопромышленников и рыботорговцев — в Каслях; золотопромышленников П. Е. Бакакина, Симоновых и др.— в Миассе и с. Кочкарь (Пласт). Среди гор. особняков выделяются выстроенные в нач. 20 в. в стилистике модерна (с элементами эклектики или в т. н. кирпичном стиле) дома: Кошелевой (Гогиной), врача Н. А. Клячкина, купца Шлыгина (Верхнеуральск); М. П. Архипова, Башкирова, Данцингера, Рябинина, Аушевых (Челябинск); Гладких, Душевых (Троицк); неск.— в Златоусте, Кыштыме и др. Мн. нуждаются в проведении противоаварийных работ и рек-ции.

Памятники промышленной архитектуры. В горнозаводской зоне Южного Урала пром. здания и сооружения (плотины, набережные, мосты, подпорные стенки, ограды с воротами) являлись частью гор. архит. ансамбля, создававшегося по регулярным планам (см. Градостроительство и архитектура). Как правило, центром города был завод. Осн. общественно значимые постройки (заводская контора, дом или усадьба управляющего заводом, госпиталь, храм, магазины, дома зажиточных горожан) были ориентированы фасадами на заводскую площадь, выполнявшую функции гор. Т. к. горные округа формировались изначально как природно-экон. комплексы, архит. облик горнозаводских поселений представлял собой ландшафтно-градостроит. ансамбль. Памятниками архитектуры являются: Верхнеуфалейский доменный завод, Нижнеуфалейский чугуноплавильный и железоделательный завод, Златоустовская оружейная фабрика (1832), Златоуст. Арсенал (1836), здания огнеупорного цеха Аша-Балашевского завода (см. Ашинский металлургический завод), Кыштымского чугуноплавильного и железоделат. завода (см. Кыштымское машиностроительное объединение), Миньярского (ныне Миньярский метизно-металлургический завод), Нязепетровского (ныне Нязепетровский краностроительный завод), Симского железоделат. з-дов, Миасского медеплавильного завода и др.; здания заводских контор в Златоусте, Кусе. Целые комплексы памятников пром. зодчества городов-заводов сохранились в Катав-Ивановске, Ниж. Уфалее, Усть-Катаве, Юрюзани. Являются памятниками построенные в нач. 20 в. архит. комплексы ликероводочных заводов в Верхнеуральске, Златоусте, Чел., с. Петропавловском (Кусинский район), пивовар. заводов в Верхнеуральске и Троицке, занимающие в настоящее время целые кварталы в центрах городов и имеющие градоформирующее значение. Объемными доминантами в городах остаются построенные также в нач. 20 в. здания мельницы купца В. Е. Гогина (Верхнеуральск), паровых мельниц Гладких (Троицк), Архипова, А. В. Кузнецова, Степанова (Челябинск). Мн. объекты пром. и гражд. стр-ва, появившиеся в сов. период, имеют культ. ценность и могут быть оценены как памятники архитектуры: дворцы культуры ЧМЗ, ЧТЗ, ЧКПЗ (Челябинск); автомобилестроителей (Миасс), машиностроителей (Златоуст), комбината «Магнезит» (Сатка) и др. (См. также Соцгорода.)

 

Памятники-реалии, первые или выдающиеся (иногда — типичные) образцы достижений в области науч.-техн., производств. деят-сти, ставшие объектами монумент. пропаганды. Так, у здания Златоуст. Арсенала установлены в качестве памятников 4 пушки П. М. Обухова. Мн. памятники-реалии представляют интерес не только с точки зрения истории развития науки и техники, но и как памятники социально-полит. истории. На территории Челябинской обл.— в традиционно индустр. крае — памятники-реалии начали устанавливать в сер. 20 в. Среди них — ж.-д. трансп. средства. Ист. паровоз «декапод Ес-350» установлен в Чел., у ДК железнодорожников (см. «Красный коммунар»); самый старый паровоз, использовавшийся на узкоколейной ж. д. в горнозаводской зоне,— возле локомотивного депо ст. Чел. В Магнитогорске, на Привокзальной пл., находится на вечной стоянке мощный паровоз ФД («Феликс Дзержинский»), построенный в 1920-е гг.,— в память о пуске 30 июня 1929 первого состава на ж.-д. участке Карталы — Магнитогорск (пам. «Первый паровоз» открыт в июне 1979, к 50-летнему юбилею города; авт. архит. решения В. С. Пономарев; см. Пономарёвы). Локомотив на ст. Карталы символизирует особую роль ж.-д. транспорта в истории города, выросшего из станционного поселка в период формирования крупного ж.-д. узла. Памятником началу электрификации ЮУЖД является локомотив ВЛ19-61, определ. на вечную стоянку в Златоусте (см. Локомотивы). Образец первого отеч. гусеничного трактора «Сталинец», выпускавшегося на ЧТЗ в 1932—37, установлен у гл. заводской проходной (см. «Трактор С-60»). Чел. тракторы как памятники индустриализации и коллективизации установлены в селах Курской обл., Ставропольского края; машины послевоен. выпуска — памятники покорителям целины — в пос. Бреды, а также в быв. совхозе «Восточный» и др. целинных селах Оренбуржья, в Казахстане (быв. совхозы «Берлинский», «Двуречный», «Самарский») и на Алтае; бульдозер на базе трактора ЧТЗ — памятник сов.-монг. дружбы и взаимопомощи — в г. Эрдэнэте, центре горнодобычи (Монголия). Чел. трактор, установл. в Приэльбрусье,— памятник воен. истории (использовался как арт. тягач в период Великой Отечественной войны). Танки пр-ва ЧТЗ стоят памятниками боевой славы на пути сов. воинов от Москвы и Сталинграда до Берлина и Праги (по нек-рым источникам, их св. 350). В Чел., на Комс. пл., в 1965 открыт пам. «Танк ИС-3» — модель, выпущ. весной 1945. В Магнитогорске, в сквере Победы, также установлен танк; на чугунном постаменте надпись: «1941—1945. В годы Великой Отечественной войны из металла Магнитки изготовлен каждый 2-й танк и каждый 3-й снаряд»; 28 янв. 1982 состоялось торжеств. открытие памятника (арх. В. Н. Богун, О. Брагина). У Мамаева кургана (Волгоград) в память об окружении нем. группировки в кон. янв. 1943 установлен танк с надписью: «Т-34 № 18 “Челябинские колхозники”» (танк. колонна «Челябинские колхозники» была снаряжена на добровольные пожертвования сел. тружеников Чел. обл.). Танк из состава 63-й чел. гвард. добровольч. танк. бригады, первым ворвавшийся в занятый немцами Львов, известен как пам. «Гвардия». Танки Т-34 стали памятниками чел. танкистам в укр. г. Черновцы (на этой машине первым ворвался в город и погиб в бою копейчанин П. Никитин) и на кургане близ Днестра (воевал и погиб челябинец К. Митрофанов). В с. Подгоренском Воронежской обл. стоит памятник добровольцам 96-й танк. бригады им. Чел. комсомола, снаряж. на собранные молодежью области средства. Чел. танк (памятник освободителям), стоявший в центре Праги (столице быв. ЧССР), в 1990-е гг. был перенесен в др. место. В Чел., на площади, прилегающей к ДК им. Колющенко, находится пам. «Катюша» (реактивная установка БМ-13). В воен. городке ЧВВАКУШ в ознаменование 30-летия Победы установлен на насыпной платформе и постаменте самолет ИЛ-28, к-рый долго был на вооружении ВВС; он символизирует заслуги уч-ща в подготовке кадров боевой авиации. В Усть-Катаве, на территории вагоностроит. завода, выставлена боевая техника (танк. орудия, минометы, платформы для зенитных орудий) как памятник воен. лет. В Златоусте, в детском парке (район ж.-д. вокзала), летом 1996 установлен на постамент паровоз 9П-272 с 2-осным вагоном (бестендерный паровоз-танкер, изготовл. в нач. 1950-х гг. Муромским паровозостроит. з-дом); подобные электровозы широко использовались при маневровых работах на станциях и подъездных путях. На территории ПО «Златоустовский машиностроительный завод» в честь 65-летия предпр. установлен (на наклонном постаменте) памятник — полномасштабный макет БРПЛ (баллистич. ракеты подводной лодки) РСМ-52, собранный из корпусных частей утилизир. ракет (авторы дизайн-проекта — худ. заводского бюро эстетики: С. В. Аблаев, В. В. Александрова, С. Ю. Миронов; конструктор М. Т. Черногорова, арх. Ю. П. Каширин). В Миассе труду горожан во имя Победы посв. памятник (открыт 7 июля 1989) на предзаводской площади УралАЗа: 2 объедин. металлич. фермой бетонные стелы (выс. 16,5 м) с насеч. поверхностью символизируют распахнутые заводские ворота; на бетонном постаменте (2,5 м), облицов. гранитными плитами, установлен грузовик ЗИС-5В; обозначен день выпуска первого грузового автомобиля («8 июля 1944 г.»). За монументом, по полуокружности обходного тротуара, расположены 15 вертикальных бетонных плит с насеч. поверхностью и литым металлич. текстом (осн. вехи истории УралАЗа). Памятник является центром архит. ансамбля (авт. проекта арх. В. Л. Глазырин), включающего 2 сквера. На территории Гос. ракетного центра «КБ им. академика В. П. Макеева» (Миасс) в 1997 установлен макет ракеты РСМ-40 — пам. «Создателям первой в мире межконтинентальной морской баллистической ракеты. Ракета сдана на вооружение в 1974 г.» (надпись на постаменте); бетонный постамент выполнен с полуоткрытой полостью, где помещен фрагмент натурной пусковой шахты с ракетой на выходе (авт. проекта Ю. А. Федоров, арх. А. П. Овчинников).

 

Монументальное искусство. Монумент. скульптура в широком значении — величеств. по форме и содержанию, значит. по масштабу произв., созданное для увековечения памяти человека или ист. события; в узком — элемент архит. ансамбля. Монумент. скульптура выполняет также декоративную функцию. Рассчитана на восприятие со значит. расстояний; отличается крупномасштабностью, обобщенностью форм. М. б. представлена в формах круглой скульптуры, рельефа, декоративной пластики. Является обязат. элементом архит. стиля (в первую очередь, в виде декоративного рельефа и пластики). Наиболее ранние из сохранившихся в Чел. образцов монумент. скульптуры представлены в архит. памятниках стиля модерн: выразителен лепной декор фасадов и интерьеров особняка Данцигера-Высоцкого (1910, арх. А. А. Фёдоров); фасадов торг. дома М. Ф. Валеева (1911, архитектор неизв.), здания быв. гор. думы (1870—90, архитектор неизв.) и др. Декоративное убранство в неоклассич. стиле — венки, гирлянды с лентами, розетки — характерно для фасадов особняка Архипова. В 1920—50-е гг. развитие монумент. иск-ва было тесно связано с ленинским планом монумент. пропаганды. В круглой скульптуре гл. роль принадлежала памятникам-монументам, посв. героям рев-ции, Гражд. и Вел. Отеч. войн, парт. и гос. деятелям (напр., см. Ленину В. И. памятники). В 1930-е — сер. 1950-х гг. монумент. скульптура была тесно связана с архитектурой неоклассицизма, завершала художеств. образ сооружений и отражала идеи величия и процветания социалист. гос-ва. Особенно крупномасштабны и помпезны скульпт. формы 2-й пол. 1940-х — 1-й пол. 1950-х гг. (напр., скульпт. декор фасадов и интерьеров Челябинского театра оперы и балета). После выхода Пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (нояб. 1955) сов. зодчество развивалось в направлении простоты и лаконичности архит. решений. Широкое распространение в 1950—80-е гг. получили мемориальные доски, посв. героям рев-ции, Гражд. и Вел. Отеч. войн, деятелям науки и культуры. В 1950—80-е гг. ядром создававшихся значит. градостроит. комплексов зачастую становились монументы: пам. Ленину на пл. Рев-ции, пам. И. В. Курчатову (см. Курчатову И. В. памятники) в Чел. и др. В кон. 20 в. монумент. скульптура приобрела большую самостоятельность и самоценность по отношению к архит. пространству, стала меньшей по масштабу и более камерной по характеру: пам. А. С. Пушкину (в парке им. А. С. Пушкина), Прокофьеву С. С. памятник (Челябинск) и др. Развиваются новые композиционные приемы, совершенствуются техн. решения, используются цвет и разнообразные мат-лы; появляются новые формы и тематика (напр., ландшафтно-скульпт. композиция В. Ф. Митрошина «Сфера любви» в чел. архит. комплексе «Урал-КиноМакс»). (См. также Скульптура.)

 

Памятники монументального искусства. В истории монумент. скульптуры выявляются 4 периода: дорев. (до 1917), социалист. стр-ва (1918 — сер. 1950-х гг.), сов. «оттепели» и «развитого социализма» (сер. 1950-х гг.— 1990), постсов. (с 1991). По кол-ву созданных памятников, их идейно-тематич. своеобразию указ. периоды неравноценны: в советский период по сравнению с дорев. вырос социальный заказ на монумент. скульптуру, увеличилось кол-во мастеров пластики. В разные периоды большое влияние на монументальное иск-во оказывали ист. события, полит. обстановка и др. факторы. В дорев. монумент. пропаганде преобладали образы правителей, реже — первопроходцев и нац. героев (Б. Хабаров, И. Сусанин, И. Федоров). Характерными образцами являлись памятники императорам, напр., на р. Ташкутарган, в Златоусте, Троицке (см.: Александру I памятник; Александру II памятники). Устанавливались памятники и в честь воен. побед Российской Империи, общественно значимых событий. Так, по данным краеведа В. А. Черных, на центр. площади Верхнеуфалейского завода в 1868 был открыт пам. «Освобождению крестьянства» (снесен в 1918 чехосл. легионерами, устроившими здесь братскую могилу с обелиском погибшим в боях с красными; в 1919 на том же месте появилось братское захоронение красногвардейцев с соответствующим памятником). В советское время тематич. содержание расширилось за счет образов героев труда (разнообразных сфер деят-сти: науки, пр-ва, сельского хозяйства и мн. др.). Условно памятники сов. монумент. иск-ва могут быть систематизированы в тематич. группы; среди них наиб. многочисл. составляют памятники (нек-рые не сохранились) основоположникам марксизма, участникам рев-ции и Гражданской войны (борцам за Сов. власть). Произв. гл. обр. местных, а также приезжих профес. скульпторов перечислены (в порядке их установки) в табл. 1 (см. на с. 30—31). В Челябинской обл. более 30 памятников истории, связ. с рев. событиями: братские могилы, памятные знаки борцам за Сов. власть, памятники рев., парт. и комс. деятелям, участникам Гражданской войны (напр., Павлову С. Д. памятник, Томину Н. Д. памятник). Наиб. известны памятники погибшим при расстреле Златоустовских рабочих в 1903 (авт. В. П. Жариков; см. Жариковы); революционерам И. Д. Каширину (см. Каширины) в Верхнеуральске и С. М. Цвиллингу (Челябинск); на месте казни Ф. М. Горелова (Миасс); могила дипкурьера И. А. Махмасталя (Каслинский район); мемориальный комплекс на горе Извоз. В окрестностях Сатки (близ дороги Рудничное — Катавка) в 1964 установлен обелиск в память о В. Г. Кутузове и Е. В. Кутузове, расстрел. карат. отрядом белых в 1919. Обелиск «Партизанам» (авт. проекта: З. К. Мусин, Н. П. Миронов; скульптор М. И. Жерновых) установлен в 1966 в память о юрюзанских кр. партизанах (открыт в 1969). В районе Миасса был установлен памятник 4 бойцам Первого Эстонского коммунистического пехотного батальона (ближний поселок долгое время именовался «Красная разведка»); в Магнитогорске — деятелю междунар. рабочего и коммунист. движения Г. Димитрову (монумент общей выс. 3,2 м установлен на пр. Металлургов по инициативе группы молодых болгар, приехавших в авг. 1957 в Магнитогорск для обучения в ин-тах и техникумах города, работы на ММК; представляет собой бюст из кованой меди; открыт 21 июля 1960). Нек-рые памятники, несмотря на выраж. идеологич. направленность, представляют собой высокохудожеств. произв., напр., «Орлёнок» — памятник истории и культуры федерального значения.

Скульпт. композиция К. А. Клодта (см. Клодты) «Героям, павшим за революцию» известна также под назв. «Павшим в боях за революцию», «Каслинский рабочий» (фигура рабочего, одной рукой сжимающего винтовку, др. опирающегося на рукоятку молота, символизирует готовность с оружием в руках отстоять свободу и одноврем. стремление к мирному созидат. труду); в 1920-е гг. тиражировалась на Каслинском заводе для установки во мн. урал. городах (Верхней Уфалей, Златоуст. Карабаш, Касли, Лысьва, Сысерть). «Каслинский рабочий», установл. в Каслях (1922; арх.: Т. В. Валенков, И. М. Тершков),— памятник истории и культуры федерального значения. В Карабаше монумент был установлен в 1926 на братской могиле 96 красногвардейцев, павших в 1918 (их имена высечены на плитах); в 1977 реконструирован (авт. проекта В. П. Ковалёв).

Памятник борцам революции (Усть-Катав), скульпт. группа, установл. в ист. части города (пл. Борцов рев-ции), близ места захоронения (21 апр. 1918) усть-катавских красногвардейцев П. И. (по др. данным, И. И.) Стрижова, В. И. Тараканова и И. П. Гулина, погибших весной 1918 под Верхнеуральском в боях с казаками атамана А. И. Дутова. [Тела Стрижова и Тараканова решено было похоронить на площади около церкви; тело Гулина, вероятно, после боя опознать не удалось (по нек-рым данным, он был арестован белыми и расстрелян в 1918 в Уфе); по данным Л. Н. Сурина, третьим убитым усть-катавским красногвардейцем был И. Н. Локацков, имя к-рого в списке на плите не значилось. С приходом в Усть-Катавский завод белых (июль 1918) останки были перезахоронены на кладбище.] В июле 1919 на месте захоронения был поставлен врем. памятник-обелиск с именами неск. усть-катавцев, павших в Гражданскую войну, и надписями: «Вечная слава и память погибшим от руки контрреволюции в 1918 г.», «Их имена с нашей песней победной, будет священный наш лозунг борьбы». Позднее на месте обелиска был открыт новый памятник (4 окт. 1956). Скульпт. группа (авт. И. И.Акулов) выполнена из железобетона, установлена на массивном гранитном постаменте (общая выс. 4,8 м). В полн. рост выполнены фигуры красногвардейцев (выс. 2,25 м): Командир, поднявший вверх наган, с непокрытой головой; Пулеметчик, устанавливающий станковый пулемет; Красногвардеец с винтовкой. Постамент оформлен в виде глыбы (отображает скалистый урал. рельеф). При создании памятника использован естеств. рельеф местности. Вместе с окружающим сквером композиция образует ансамбль (площадь 345 м2). Памятник имеет повреждения: не сохранились плиты с фам. 16 погибших.

«Юным борцам за власть Советов», памятник (выс. 7,5 м) работы В. П. Жарикова и Б. П. Волкова. Установлен в Златоусте, в сквере на ул. Ленина; открыт в 1963. В скульптуре (выс. 4 м) воплощен образ юного красногвардейца (его волосы и полы шинели как бы развеваются от ветра, рука крепко сжимает ремень винтовки, в чертах лица запечатлена волевая устремленность). Фигура установлена на кирпичном постаменте из 3 кубов, смещ. относительно вертикальной оси; в верх. части постамента — рельефные чугунные панно, отображающие эпизоды Гражданской войны и индустриализации; на лицевой стороне — надпись: «Юным борцам за власть Советов — Ленинский комсомол». Скульптура и рельефы отлиты на Кусинском заводе.

«На новый путь» — памятник революционерам-железнодорожникам [скульптор С. Я. Савочкин (см. Савочкины), арх. В. Н. Фитковский] — представляет собой скульпт.-архит. композицию (выс. 4,8 м) из кованой меди с располож. в центре фигурой обнаж. по пояс рабочего-железнодорожника (в состоянии крайнего напряжения физ. и духовных сил он одной рукой переводит путевую стрелку, др.— сжимает древко развевающегося знамени). Скульптура установлена на сером гранитном постаменте (выс. 2 м) в виде усеч. пирамиды (стилиз. под ж.-д. насыпь); на плинте гл. фасада размещено назв. памятника (каждая буква по форме также представляет усеч. пирамиду с контррельефом); все сооружение находится на площадке (34×22 м) с лестничными маршами с 3 сторон; подпорные стенки, 3 лестницы, ведущие на площадку, и располож. по периметру цветники выполнены из серого гранита. В Копейске гл. площадь представляет собой целостный архит.-ист. комплекс (см. Площадь Красных партизан). На территории Челябинской обл. мн. памятники Гражданской войны воплощают образы участников событий, происходивших в крае (так же, как множество монументов на территории, где происходили бои Великой Отечественной войны, воссоздают образы конкретных партизан, бойцов, героев подполья и др.). Памятники, посв. Вел. Отеч. войне, в нашем крае имеют в осн. обобщ. характер: тема войны чаще выражается символич. фигурами Воина-Победителя, Скорбящей матери, Труженика тыла и т. д. (исключение составляют в осн. памятники Героям Советского Союза). Список памятников (в порядке установки) приведен в табл. 2 (см. на с. 31—32). Среди первых монументов, посв. Вел. Отеч. войне,— бюсты дважды Героев Советского Союза С. В. Хохрякова и В. С. Архипова (работы моск. скульпторов); врем. памятники на братских могилах воинов, умерших от ран в госпиталях (Верхней Уфалей, 1951). Большинство произв. местных авторов создавалось в 1960—70-е гг. Всего в Челябинской обл. более 270 памятников, посв. Вел. Отеч. войне; 46 из них состоят на гос. охране. В большинстве населенных пунктов области установлены памятные знаки, обелиски воинам, павшим в боях и умершим от ран в госпиталях; во мн.— памятные знаки героям тыла; мемориальные комплексы воинской Славы существуют в Еманжелинске (с 2005), Златоусте, Кыштыме, Чебаркуле, Южноуральске и др. городах; среди них наиб. масштабный — «Память» (Чел.; скульпторы: Л. Н. Головницкий, Э. Э. Головницкая; арх. Ю. П. Данилов, И. В. Талалай).

Бульвар Славы (быв. сквер Добровольцев) в Чел.— мемориальный комплекс (авт. А. П. Кудрявцев; арх.: В. Л. Глазырин, Я. И. Рувинов), включающий памятник «Танкистам-добровольцам» (установлен на месте, откуда в мае 1943 отправлялись на фронт бойцы Уральского добровольческого танкового корпуса), Вечный огонь (зажжен 8 мая 1965 — накануне 20-летия Победы), Аллею Славы. К 40-летию Победы сквер и памятник были реконструированы, обрамление огня выполнено в виде чугунной звезды и бронз. венка из листьев лавра и дуба. К 60-летию Победы открыта Аллея Славы, где увековечена память 162 Героев Советского Союза и 53 полн. кавалеров орд. Славы; проект реализован при поддержке обл. прав-ва и гор. администрации; мемориальные списки подготовлены участником войны майором запаса А. П. Ушаковым.

Мемориал в саду Победы (Челябинск, 1983; авт. В. Александров; сотрудники ЧТЗ: Г. М. Сухоруков и А. С. Бовкун); в центре его — обелиск из нержавеющей стали (выс. 36 м), как бы составл. из штыков и опирающийся на куб; на парадной стороне куба — горельеф головы Воина, на противоположной — изображение Рабочего на фоне танков; рядом расположены мраморные плиты-стелы с именами погибших.

Мемориал воинам-чебаркульцам (скульптор В. И. Сычёв, арх. Б. Н. Журавлев) сооружен в гор. сквере Победы (1967); включает: 1-фигурную монумент. композицию [на прямоугольном 3-ступенчатом пьедестале из кр. гранита (1×2×1 м) установлена фигура застывшего в почет. карауле Воина (выс. 5 м); постамент опирается на бетонный 4-ступенчатый стилобат (6×6×6 м)]; с северной стороны — Вечный огонь; за памятником с юж. стороны — кирпичная оштукатур. стена с именами павших на 70 мраморных плитах.

Мемориал Славы в Златоусте (открыт 3 сент. 1979) — сложное архит. сооружение (авт.: Б. А. Маганов, А. П. Суленёв; арх. Ю. А. Казаков, мозаичник В. А. Райс): центр. часть — 3 бетонных пилона (выс. 13 м), напоминающие приспущ. знамена; в ниж. части их внутр. торцов размещены 3 символич. фигуры (из кованой меди) — Пехотинца, Летчика, Танкиста (горельефы выс. 5 м); на площадке между пилонами — обрамл. бронз. венком Вечный огонь (зажжен факелами от огня мартеновской печи, кузнечного горна, паровозной топки и пионерского костра); в лев. части комплекса — мемориальный зал [фронтон в виде облиц. гранитными плитами 2 плоскостей — вертикальной (с рельефным изображением орд. Отечественной войны и приспущ. знамен) и наклонной (с рельефной надписью: «Более 8-ми тысяч златоустовцев отдали жизнь за Родину в борьбе против фашизма. Вечная слава героям!» и строками стих. А. Н. Павлова)], в помещении к-рого размещены списки погибших; в вост. стороне комплекса — галерея портретов и барельефов Героев Советского Союза (авт. проекта: В. П. Жариков, Р. А. Сафин).

В Миассе мемориал «Скорбящая мать» открыт на бульваре Мира в нояб. 1967; проект (авт.: В. П. Чертовиков, Е. И. Макаров; исполнитель В. И. Камельков) реализован на средства трудящихся (на пилонах у Вечного огня выбиты имена павших); мемориал Славы на пр. В. П. Макеева — 9 мая 1985 [представляет собой 3 скульпт. группы: Рабочий (с поднятым стягом) и Красногвардеец-трубач; Жещина-мать и Рабочий, передающие символич. карающий меч Солдату; Космонавт и Женщина (выс. фигур 4 м); на стене (35×4,5 м) — надписи: «Народу-победителю», «Народу-созидателю»; скульпторы: В. В. Карпенко, А. П. Яковлев; арх. А. П. Овчинников; мат-л — бетон, общая площадь 1200 м2].

Мемориал Славы в Карабаше (1985; скульптор Суленев, арх. Ковалев) — комплекс, включающий Вечный огонь и стелу, на к-рой размещены мраморные доски с именами павших и 3 барельефные композиции из бетона: Женщина, провожающая Мужа на фронт; орд. Отечественной войны в обрамлении знамен; Женщина, Старик и Подросток (труженики тыла). Среди наиб. монумент. отд. сооружений пам. «Тыл — фронту» (Магнитогорск). Во мн. насел. пунктах памятники павшим в Вел. Отеч. войне возведены у проходных или на территории предпр. Так, близ гл. проходной завода им. С. Орджоникидзе (Челябинск) сооружена архит.-скульпт. экспозиция (авт. Маганов, арх. Н. Н. Семейкин): П-образная стела, в центральной части к-рой на фоне победных знамен и воинских атрибутов изображена Женщина, поднявшая символич. пальмовую ветвь; слева и справа от фигуры женщины — эпизоды боя, работы у станков женщин и подростков, проводов на фронт и др.; на крыльях стелы — плиты с именами 206 павших заводчан; на площадке перед стелой — Вечный огонь. В Златоусте 9 мая 1975 открыт памятник погибшим работникам машиностроительного завода (проект разработан художеств. советом под рук-вом гл. арх. Ю. А. Шкельдина): облицов. мрамором стела (выс. 8 м), перед ней — Вечный огонь; позже установлена скульпт. композиция; фигуры воинов — Матроса, Летчика, Пехотинца (держат 2 Меча защиты); тружеников тыла — Рабочего, Работницы (с серпом и молотом); Девочки (с раскрытой книгой), символизирующей мирное будущее. У Златоуст. завода «Булат» 7 мая 1985 открыт памятник героям фронта и тыла (авт. В. К. Петров; арх. В. И. Мирошниченко, гл. арх. завода В. Г. Большаков) — скульпт. 3-фигурная композиция (5,2×3,2×1,2 м, общая выс. 6 м), символизирующая единство фронта и тыла; Воин с автоматом, Мальчик с молотом и Женщина; постамент облицован черным и кр. полиров, гранитом; надпись: «Героям фронта и тыла завода им. В. И. Ленина»; на стене из кр. кирпича (слева за памятником) — текст: «Вечен Ваш подвиг в сердцах поколений грядущих, / Жизнью своею потомки обязаны вам!». В Трехгорном, в парке Победы, установлен (1985) монумент в честь Победы сов. народа в Вел. Отеч. войне (авт. Головницкие, арх. Чертовиков) — скульпт. изображение богини победы Ники. В В. Уфалее в 1965 был установлен пам. «Они защищали Родину» — погибшим работникам металлург. з-да; дважды реконструирован (1975, 2000); ныне имеет назв. «Венок славы» (архит. композиция из мраморных и чугунных плит с именами павших, чугунного венка, тонир. бронзой); в 1985 в сквере Победы открыт пам. «Воину-освободителю» (на кирпичном постаменте, вылож. мраморной плиткой,— фигура Воина, держащего в лев. руке знамя, в прав.— вскинутый автомат; скульптор В. М. Цепелев, арх. С. В. Берестовский). На территории Челябинской обл.— «опорного края державы» в экономике страны — немало монументов труд. славы южноуральцев [список осн. памятников в хронологич. порядке их установки представлен в табл. 3 (см. на с. 32)]. Установл. в Магнитогорске монументы «Металлург» и «Первым комсомольцам — строителям Магнитки» — П. и. и к. федерального значения. Разнообразна по художеств.-стилистич. решениям группа памятников отеч. и юж.-урал. деятелям науки и культуры, воплощающих образы конкретных людей [список приведен в табл. 4 (см. на с. 32)]. Среди последних монументов, сооруж. в сов. эпоху, были пам.: «Катав-ивановцам — жертвам сталинских репрессий» [Катав-Ивановск, 1990; авт. А. П. Придвижкин; мрамор; создан по инициативе группы «Мемориал» (предс. К. Н. Дудина) на средства, пожертв. жит. района и родственниками погибших; открыт 24 авг. 1991; вокруг памятника разбит сквер Памяти]; «Воинам-землякам, погибшим в Афганистане» (1991, Аша; скульптор Маганов, арх. А. Н. Аристов; бронза, бетон). В августе 2004 в Карталах открыт пам. «Никто не создан для войны», посв. военнослужащим-карталинцам, погибшим в Афганистане и Чечне [авт. М. П. Евдокимов; архит. композиция включает мраморную стелу с именами павших (основание из бетона и мрамора, стилобат 1-ступенчатый), 2 стилиз. горы из мрамора (символизируют горный ландшафт Афганистана и Чечни)]. Нач. 21 в. отмечено появлением в Чел. Глинке М. И. памятника и Прокофьеву С. С. памятника, в Троицке — основателю города И. И. Неплюеву (2002; авт. Жариков). В Златоусте, на возвыш. части микрорайона «Красная Горка», к 200-летию города (12 сент. 2004) открыт памятник св. Иоанну Златоусту [авт. Жариков; скульптура из бетона установлена на гранитном постаменте; на фасаде постамента барельефом воспроизведена древнерус. транскрипция имени святого; по плинту — надпись: «Иоанн Златоуст — покровитель города Златоуста»; в пьедестал вмонтирована табличка, привез. из храма в честь священномученика Василиска (Пицунда), где Иоанн пребывал в заточении; памятник освящен митрополитом Чел. и Златоуст. Иовом].