Челябинский железнодорожный вокзал


Челябинский железнодорожный вокзал, здание. Одноэтажное кирпичное здание Чел. ж.-д. вокзала было сооружено в 1892, введено в эксплуатацию в окт. 1896, когда была построена Зап.-Сиб. ж. д. (см. Транссибирская железнодорожная магистраль). Для обслуживания пассажиров в здании имелись кассы, телеграф, помещения 1,2 и 3-го класса, почтовое отделение, ресторан. В отдельно стоящем дерев. здании обслуживались пассажиры с билетами 4-го класса. Первое здание вокзала существовало без изменений до 1934. В 1934—35 была произведена его капитальная рек-ция; вокзал стал 2-этажным. К кон. 1950-х гг. вокзал перестал удовлетворять потребности обслуживания возросшего пассажиропотока. По заказу ЮУЖД был выполнен индивид. проект нового здания ин-том «Киевгипротранс» (арх.: В. Грищенко, С. Крушинский Л. Чуприн; инж.: Б. Березинский, Т. Сидамонидзе). Стр-во нового вокзала силами строит. — монтажного поезда № 150 треста «Южуралтрансстрой» началось в 1960. Новое здание, рассчит. на обслуживание до 50 тыс. чел. в сутки, было открыто для пассажиров 5 нояб. 1965. Его площадь составила 1600 м2. Залы ожидания, где могли одноврем. разместиться до 6 тыс. чел., имели выс. 16 м. В комплекс вокзала вошло высотное здание гостиницы. При стр-ве здания были реализованы новаторские архит. идеи (сплошное остекление гл. фасада, полусферич. купола, световые фонари и др.). Функцион. архитектура была дополнена на 2-м этаже декоративными витражами, выполн. по проекту ленингр. худ. А. Королева и В. Буканова. Обследование всех блоков вокзального комплекса, провед. в июле — нояб. 1998 ин-том «Челябжелдорпроект» совм. с ОАО «УралНИИстройпроект», выявило, что нек-рые несущие конструкции находятся в неудовлетворит. состоянии. В то же время уровень обслуживания пассажиров перестал отвечать нормам и требованиям; не соблюдались нормы энергосбережения. МПС РФ и администрацией Чел. обл. было выработано соглашение о долевом финансировании работ по рек-ции ж.-д. вокзала (по 50%). Тендер на проведение работ по рек-ции (включая разработку проектной документации) выиграла югославская фирма Neimar Engineering (ГИП Р. Одалович, ГАП З. Жункович). В ходе рек-ции без изменения пропорций и размеров здания произведено усиление конструкций, выполнена новая наружная отделка, проведены кровельные работы (прежний кровельный мат-л заменен металлочерепицей).